Качнувшись вправо, качнется влево Нобелиатом стал британский драматург Гарольд Пинтер Нобелевским лауреатом по литературе стал 75-летний британец Гарольд Пинтер – актер, драматург, режиссер, поэт, постоянно выступающий с резкими политическими заявлениями.
В последние годы, например, Пинтер много критиковал Америку – за вторжение в Афганистан, бомбежки Сербии, войну с Ираком. Он открыто называл Буша серийным убийцей, а Тони Блера заблуждающимся идиотом. В 2003 году он выпустил стихотворный сборник "Война" - с семью стихотворениями и гневной, клеймящей войну в Ираке речью. Антиамериканские настроения Пинтера тянутся еще со времен Вьетнамской войны - выражения, в которых писатель отзывался об американских политиках того времени, тоже не отличались умеренностью. Врожденная стыдливость не позволяет нам перевести их на русский язык.
В 1985 году Пинтер отправился в Турцию вместе со своим приятелем, известным американским драматургом Артуром Миллером, чтобы расследовать случаи притеснений и пыток над писателями-диссидентами. На торжественном приеме в американском посольстве Пинтер обвинил посла в том, что США поддерживают существующий в Турции режим, негласно поощряет пытки и репрессии, направленные против неугодных властям лиц. В доказательство своих слов Пинтер вынул электрический провод и прижал его к гениталиям, намекая, разумеется, на пытки. После этого писатель был изгнан из посольской резиденции с позором. Миллер в знак солидарности последовал за ним. Сам писатель всегда повторял, что вспоминает этот эпизод с гордостью.
Склонность же к яркому публичному жесту, как кажется, по происхождению своему связана с актерской карьерой Пинтера – поучившись в Королевской академии драматического искусства, Пинтер девять лет гастролировал с разными труппами по ирландской и английской провинции. Много позднее он снялся и в нескольких фильмах, правда, в небольших ролях.
И все же подлинное призвание Пинтера определилось после успеха его первой пьесы «Комната» (The Room, 1957), поставленной в Бристольском университете. И в истории большой литературы Пинтер останется прежде всего как драматург. Его герои – обычные люди, живущие будничной и стертой жизнью, говорящие самым расхожим языком, а иногда предпочитающие помолчать (длительные паузы – один из любимых приемов Пинтера). Однако постепенно сквозь обыденность начинает проступать хаос, и разрушение, которое тайно присутствовало в отношениях персонажей, вдруг выплескивается наружу.
Пьесы Пинтера - «День рождения» (1958) , «Сторож» (1960), "Возвращение домой" (1965), "Ничья земля" (1975), "Язык гор" (1988), "Прах к праху" (1996), «Лунный свет» (1993), "Празднование" (2000) – активно ставят британские и европейские драматурги. В последние годы интерес к Пинтеру проявили и российские режиссеры – Пинтера жалуют и Владимир Мирзоев, и Юрий Бутусов, и Юрий Погребничко, и Клим. На счету драматурга и десятки киносценариев, самые известные - к фильмам "Женщина французского лейтенанта и "Слуга".
Три года назад у Пинтера был обнаружен рак, он перенес тяжелейшую операцию, но в конце концов счастливо избежал объятий смерти. И еще активней погрузился в политику. Весной этого года Пинтер заявил, что оставляет драматургию ради поэзии и политики, так как положение вещей в мире тревожит его все больше. Выглядит это так, словно бы разрушение и мировой абсурд достигли предела, а значит, и время говорить о них в сокровенной, художественной форме, прошло. И значит, тридцатой пьесы классика нам, очевидно, уже не дождаться. К 2000-му году Пинтер написал 29 пьес.
Итак, Нобелевский комитет принял достаточно интересное решение – премировав не скучного литературного традиционалиста, а относительного новатора - хотя Пинтер движется по руслу, до него уже открытому Беккетом и Ионеско, однако русло это почти пустынное, а в пустыне что ни скажи, все будет звучать оригинально. При этом 1 миллион 200 тысяч долларов вручат не писателю и не поэту (на фоне пинтеровских пьес его поэзия воспринимается как хобби), а драматургу, чего не случалось в истории премии уже очень давно. Кроме того, выбрали хотя и явного левака, но левака умеренного, к тому же страстного любителя крикета, словом, вполне благовоспитанного британца, а не скандалиста и радикала, как в прошлогоднем случае с Эллинек, когда шведские академики, кажется, вообразили себя членами жюри «Нацбеста» и назначили лауреатом взбалмошную, не жалующую человеческий род феминистку. В этом году Комитет, как водится, слегка отшатнулся от прежней линии и пошел другим путем. Как сказал еще один нобелевский лауреат, хотя и по другому поводу, "качнувшись вправо, качнется влево".
Российские кандидаты на главную литературную премию мира - Белла Ахмадулина, Геннадий Ойги, Константин Кедров – все, как один поэты. Премировать кого-то из них – это примерно как внезапно наградить какого-нибудь стихотворца из далекого африканского племени Тумба-Юмба. До подобных решений нобелевские арбитры явно не дозрели.
Слишком огорчаться, впрочем, не стоит – выходец из добропорядочной еврейской семьи, сын портного, Пинтер всерьез утверждает, что его прадедушка и прабабушка родом из… Одессы. Был ли член Нобелевского комитета Кнут Анлунд, скандально вышедший в отставку за два дня до объявления лауреата, антисемитом или русофобом, нам еще предстоит разобраться.
14 октября 2005, 10:20 Майя Кучерская
http://www.polit.ru/culture/2005/10...bellaureat.html