Ценности капитализма: Приоритет национального бизнеса
Сергей СуверовДискуссия о соотношении местного и иностранного капитала в российской экономике в последнее время приобрела новое звучание как в коридорах власти, так и в широкой аудитории. Стремление создать мощные национальные компании и уважаемую бизнес-элиту закономерно и понятно. Но очень часто именно иностранцы привносят в российскую практику высокие стандарты качества продукции и социальной ответственности, включая выплату достойных зарплат сотрудникам и соблюдение жестких экологических стандартов. Либерализации процесса привлечения иностранных инвестиций будет способствовать и скорое вступление России в ВТО, а также новое законодательство о концессиях. Показательно, что, например, Германия практически не имеет ограничений для зарубежных инвестиций, за исключением определенного рода вложений в финансовый сектор.
Особенно полезен приход иностранных игроков в отрасли импортозамещения. Прежде всего очень актуально строительство новых заводов в депрессивных регионах, способное частично решить проблему безработицы и пополнения местных бюджетов. Или в сферу услуг: нельзя забывать, что своим рождением и энергичному развитию, к примеру, МТС и “ВымпелКом” во многом обязаны зарубежным акционерам, соответственно немецкому DT и норвежскому Telenor.
Сложнее с сырьевыми отраслями: сотрудничество с грандами мирового бизнеса помогает соответствующим российским компаниям разделить риски наиболее капиталоемких проектов, а в ряде случаев получить доступ к новым рынкам сбыта. И все-таки приоритет национального капитала в сырьевом секторе неизбежен. Но он станет позитивным фактором, только если отечественная бизнес-элита будет становиться ответственней, если государство ужесточит регулирование как в части обязательств перед обществом, так и в части соблюдения лицензионных соглашений. Более чем важна и реализация долгосрочной, а не только краткосрочной стратегии развития. Общеизвестно, что в стране с западными экономическими ценностями, Норвегии, нефтегазовая отрасль в основном контролируется национальными компаниями — Statoil и Norsk Hydro, а международные гранды нефтегазового бизнеса привлекаются при решении конкретных задач, прежде всего технических. При этом инструментарий фондового рынка и наличие таких полезных пиявок, как агрессивно нацеленные на передовые стандарты корпоративного управления и рост прибыльности миноритарные акционеры, заставляют корпорации более активно работать над своей эффективностью и дают возможность им ощутить себя частью глобальной экономики.
Наверное, определенное ограничение иностранного капитала было бы логично в отраслях и конкретных компаниях, у которых имеются уникальные технологии и ресурсы для успешной конкуренции в международном масштабе. Речь может идти в первую очередь о создающейся Объединенной авиастроительной компании. Хотя и в этом случае миноритарный пакет у иностранного стратегического партнера, такого, как EADS, помог бы наладить эффективную кооперацию и технологическое сотрудничество.
Очевидно, что намерение правительства упорядочить присутствие иностранного капитала в российской экономике позволит прояснить правила игры и позитивно прежде всего для самих иностранных инвесторов. Важно лишь, чтобы принятые нормы были прозрачными, не позволяли двойного толкования и не имели в качестве побочного эффекта появления новой коррупционной кормушки для чиновников. Также нужно понимать, что иностранные компании — BP и ConocoPhillips — уже являются акционерами нескольких крупных российских нефтяных компаний и любой поворот назад в этом вопросе будет болезненно воспринят фондовым рынком, сколь короткой ни была бы память инвесторов. Но, скорее всего, до этого не дойдет и будут введены ограничения для иностранцев по участию в освоении месторождений, имеющих стратегический характер, прежде всего с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Только взвешенное решение этого вопроса позволит успешно провести планируемые в следующем году IPO госпакетов важнейших компаний нашей экономики, в том числе “Роснефти”, Внешторгбанка, КамАЗа и Дальневосточного пароходства.
Автор — начальник центра анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...005/09/26/97463