Потери РЖД
РЖД рискует оказаться единственной монополией, тарифы которой в 2010 г. не вырастут
Елена Мазнева
Людмила Романова
Ведомости
07.07.2009, №123 (2393)Чиновники сверстали очередной план по индексации тарифов на 2010 г. Для газа (оптовые цены) обсуждается цифра в 15%, для электричества — 5% и самая низкая — для грузовых железнодорожных перевозок: всего 1,6%. Об этом сообщил «Интерфакс», ссылаясь на последний вариант прогноза Минэкономразвития на 2010-2012 гг. «Ведомостям» эти цифры подтвердил правительственный чиновник. Но расчеты не окончательные, оговорился он.
РЖД
железнодорожная госмонополия
выручка (РСБУ, 2008 г.) – 1,1 трлн руб., чистая прибыль – 13,4 млрд руб.
грузоперевозки в первом полугодии 2009 г. – около 95,5 млн т (-22,7% к 2008 г.).
По газу и электричеству такие же прогнозы обсуждались еще в апреле. А эксперты считали, что с этими тарифами «Газпром» потеряет около 80 млрд руб. в выручке — если сравнивать с прошлогодним планом повысить в 2010 г. оптовые цены на газ в среднем на 27,7%. Потери для энергетиков оценивались примерно в 100 млрд руб. (в прошлом году был прогноз по 13-14%-ному росту регулируемых тарифов).
Но хуже всех, похоже, придется РЖД. Для монополии обсуждается не просто самая низкая индексация. Грузовые тарифы РЖД могут вообще остаться на уровне этого года, говорят правительственный чиновник и сотрудник одного из ведомств, которое участвует в обсуждении прогнозов. Еще в апреле был вариант поднять тарифы РЖД в 2010 г. на 10% (против 8% в этом году). А теперь предполагается сделать ставку на прямую господдержку из бюджета, заявил один из источников «Интерфакса».
Государство и в этом году помогает РЖД: план по индексации тарифов на 2009 г. тоже менялся (изначально планировалось их поднять на 14%) — в бюджете теперь заложено 50 млрд руб. на компенсацию разницы. Но монополии все равно не хватает денег, говорил ее президент Владимир Якунин. РЖД даже не смогла дополнительно проиндексировать зарплаты своим сотрудникам, отмечал он: это требовало дополнительных 15 млрд руб. или увольнения 60 000 человек.
В 2010 г. РЖД предлагает поднять тарифы на 11,4%, сообщал в июне Якунин. Эту же цифру назвал вчера «экономически обоснованной» и представитель компании. Разница с новыми планами чиновников велика. Ведь каждый процент индексации тарифов для РЖД — примерно 12,5 млрд руб. выручки, посчитал гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. То есть минус 11,4% (разница между нулем и предложениями РЖД) будет стоить монополии 142,5 млрд руб. выручки. Если в 2010 г. тариф будет 1,6%, то правительство должно быть готово опять компенсировать потери РЖД за счет бюджета, говорит представитель компании
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/0...