Российскими городами хотят управлять мошенникиКадровый голод в провинциальных городах вынуждает власти принимать на работу случайных людей
На днях Ленинский районный суд Смоленска вынес обвинительный приговор директору муниципального предприятия «Центральный парк культуры и отдыха «Лопатинский сад» Игорю Шилину, обвинявшемуся в мошенничестве в крупных размерах, и двум его соучастникам. Потерпевшим по делу было признано муниципальное образование город Смоленск. Город надули на существенную для него сумму – более 5,6 млн рублей. В кресле директора МУП г-н Шилин просидел около двух лет, а до этого, как установил суд, проворачивал крупные махинации с городской недвижимостью. Эксперты утверждают, что схожие ситуации нередки в российской провинции: случайные люди оказываются «у руля» из-за кадрового голода, который испытывают сейчас органы власти российских городов.
Смоленск – областной центр с населением около 320 тысяч человек. Доходная часть бюджета муниципального образования в 2005 г. составляет 1,792 млрд руб., расходная – 1,864 млрд руб. Дефицит бюджета – 72 млн руб. Не слишком большая сумма, однако покрывать ее каким-то образом муниципалитету приходится. Стараниями директора ЦПКиО со товарищи именно смоленский бюджет недополучил за последние годы 5,613 млн руб.
Предприимчивый Игорь Шилин обманул муниципалитет простым, но эффективным способом. Как сообщили RBC daily в прокуратуре Смоленской области, в 2001-2002 гг. Шилин, будучи директором ООО «Картофельные блюда», и его знакомый изготовили поддельные документы о праве собственности на помещения, в которых размещалась фирма. Одно из них «Картофельные блюда» в тот момент арендовали у комитета по управлению имуществом администрации Смоленска, второе находилось в собственности муниципалитета. Документы были представлены в Регистрационную палату по Смоленской области, где незаконные права были незамедлительно зарегистрированы третьим подельником (он признан виновным в злоупотреблении должностным положением и в служебном подлоге), являвшимся тогда заместителем руководителя – государственного регистратора палаты. Даже тот факт, что помещения расположены в здании, представляющем историко-культурную ценность, и их купля-продажа в принципе запрещена, никого не смутил. Часть площадей была немедленно перепродана подставным лицам. В последующие годы, вплоть до возбуждения уголовного дела около года назад, мошенники благополучно пользовались помещениями и получали от этого прибыль вместо муниципалитета.
Несмотря на это, в 2003 г. Игорь Шилин был назначен директором МУП ЦПКиО «Лопатинский сад». В администрации Смоленска комментировать дело директора ЦПКиО по существу отказались, сославшись на то, что приговор еще не вступил в законную силу. Заместитель главы Смоленска по правовым вопросам, руководитель аппарата Владимир Волков заявил RBC daily, что все события происходили до того, как мошенник стал руководителем МУП и уголовное дело никак не связано с его деятельностью на муниципальной должности. О том, как директором муниципального предприятия мог стать человек со столь сомнительным прошлым, в администрации Смоленска умолчали.
Дело директора ЦПКиО – не первый случай столкновения властей Смоленска с правоохранительными органами. Летом этого года Смоленск уже пережил один финансово-уголовный скандал. Как сообщали местные СМИ, районная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении руководства муниципалитета по подозрению в незаконной выдаче из бюджета города кредита некоему ООО «Тасис-Агро», среди руководства и соучредителей которого были замечены высокопоставленные смоленские чиновники. Как сообщили RBC daily в Прокуратуре Смоленской области, по этому делу окончательной ясности нет до сих пор.
Впрочем, эксперты полагают, что эти ситуации являются типичными для российских городов. Так, руководитель направления института проблем государственного и муниципального управления Высшей школы экономики Константин Головщинский считает, что из всей вертикали власти муниципалитеты наименее защищены от прихода случайных людей. «В законе нет требований, чтобы руководители муниципальных унитарных предприятий проходили конкурсный отбор, – отметил он. – Не заключаются с ними и результативные контракты, которые стимулировали бы руководителя на деятельность по развитию предприятия. Поэтому к руководству в МУП нередко приходят не эффективные менеджеры, а люди, просто оказавшиеся в удачный момент ближе к власти. Что же касается самих муниципальных властей, то, согласно последним исследованиям фонда «ИНДЕМ» ситуации с коррупцией в России, оказалось, что на долю муниципалитетов приходится 75% всего коррупционного рынка страны».
Советник по региональным вопросам регионального общественного фонда «Информатика для демократии» Сергей Артоболевский согласен с этой оценкой. По его мнению, которое он высказал RBC daily, главная причина прихода мошенников к власти в российских городах – кадровый голод, который муниципальные власти испытывают по всей стране. «В ситуации, когда управленческая деятельность оплачивается далеко не по высшему разряду (что свойственно местным администрациям), на руководящие должности, в том числе и на муниципальных предприятиях, не стремятся высококлассные специалисты – они рассчитывают на работу в столице, – говорит он. – Работать на муниципальные должности идут либо те, кто не рассчитывает на многое, либо люди, которые надеются и могут хорошо нажиться, находясь на этом месте. Не исключено, что у отдельных представителей последней категории может оказаться уголовное прошлое. Но, как это ни странно, такой человек, даже имея свой интерес, может в то же время хорошо управлять предприятием».
Отдел экономики
Мария Яковлева, 16.09.2005
http://www.rbcdaily.ru/news/market/...05/09/16/208471