Треплев-комьюнити
К Москве приближается фестиваль "Новая драма"22 сентября в Москве стартует очередной фестиваль «Новая драма» - главный смотр постановок современной драматургии. Первоначально инициатива «Золотой маски», заявленная четыре года назад, была направлена на решение весьма непростой задачи - объявить как можно громче о факте существования новой российской драматургии, не замечаемой в то время ни директорами академических театров, ни достойными режиссерами. Вообще никем, кроме десятка переводчиков, примерно такого же количества театральных критиков и самих драматургов, которые вместо кабинетов театральных завлитов с комфортом и пользой принялись осваивать комьюнити Живого Журнала. В такой довольно-таки тесной компании, бок о бок с небольшим количеством примкнувших зрителей, проходили первые фестивали. Немногочисленными именами режиссеров, спектакли которых показывала «Новая драма», интересовались куда меньше, чем именами драматургов, чьи пьесы впервые звучали во время многочисленных читок, work in progress и т.д. В этом скрывался парадокс – те, кто мечтали услышать современный язык, увидеть повседневность, узнать, в конце концов, самих себя, довольствовались спектаклями, по нехитрым режиссерским решениям отсылающими скорее к концу века XIX, нежели к началу XXI.
Узнавание проходило не без натяжек, но, видимо, все-таки случилось (неужели на «Анне Карениной-2» Олега Шишкина-Владимира Епифанцева, показанной «Новой драмой» в 2002 году?), раз за четыре года ситуация с современной драмой изменилась до неузнаваемости. Ее освоили едва ли не все московские театры, от МХТа им. Чехова до театра им. Гоголя, за исключением, разве что, театра Оперетты (увы, для этого музыкального жанра пока что не найдена актуальная драматическая форма – но несомненно, в скором времени и здесь прозвучат складные хип-хоп рифмы Ивана Вырыпаева). Объяснить это довольно просто: появившийся круг режиссеров, заинтересованных в современной пьесе, в очень большой степени определил успех этой драматургии в репертуарных театрах. «Новая драма» по-своему откликнулась на эти изменения – фестиваль стал ориентирован не только на новые имена драматургов, но и на молодых, но успевших прославиться, режиссеров. Достаточно сказать, что главный гастрольный спектакль в программе фестиваля этого года привлекает в первую очередь именем своего постановщика – молодого литовского режиссера Оскара Коршуноваса, который привезет в Москву спектакль «Город» по пьесе Евгения Гришковца.
Коршуновас и Гришковец – причудливое, почти курьезное сочетание. Невозможно даже предположить, будет это гротескный, натуралистический, остросовременный или же, наоборот, отстраненный спектакль на тему мегаполиса – уж больно непредсказуем (в отличие от драматурга) его постановщик. Спектакли Коршуноваса интересно смотреть так же, как слушать человека, который со знанием, последовательно рассуждает о чем-то, и вдруг ты – слушатель - становишься свидетелем рождения новой, неожиданно парадоксальной мысли, которой удивляется даже сам рассказчик. Так было в «Смерти Тарелкина» (спектакле, который Коршуновас поставил в прошлом сезоне в театре Et Cetera), когда ближе к финалу, предвкушая удовольствие от пытки главного героя, полицейские вместе с Варравиным-Калягиным начинали упоенно вальсировать. Неожиданно в глубине сцены появлялся гигантский шарообразный заяц со светящимися красными глазами-лампами и, раскачиваясь в такт музыке, медленно подвигался к зрителям... А теперь представьте, как этот режиссер, обожающий дерзкий гротеск и абсурдистский юмор, обойдется с проникновенной и задушевной интонацией болтливого героя пьесы Гришковца!
Потягаться с Коршуновасом в основную программу поставили и несколько московских спектаклей: «Изображая жертву» братьев Пресняковых в постановке Кирилла Серебренникова (МХТ им. Чехова), «Скользящую Люче» Лауры Синтии Черняускайте в режиссуре Владимира Скворцова (Центр драматургии и режиссуры), «Галка Моталко» Натальи Ворожбит (реж. Елена Новикова, Центр Драматургии и режиссуры), «Воскресенье. Супер» братьев Пресняковых (реж. Юрий Бутусов, Театр п/р О Табакова) и две постановки Театра.doc.
Предсказать итог такого состязания и так довольно-таки непросто, не говоря уже о том, что международная программа фестиваля (в основном, спектакли из ближнего зарубежья) в этом году намного обширнее, чем в предыдущие. Так, в Москву привезут спектакль «Жасмин» Инги Абеле, поставленный Галиной Полищук в Риге, а также «Маяк» Гинтараса Варнаса по пьесе француза Тимоте де Фомбелля (Театр драмы, Каунас). Подозревать претендента на гран-при можно и в том, и в другом, поскольку обе постановки стали заметными театральными событиями прошлых сезонов в Литве и Латвии.
Помимо гран-при, награждать на «Новой драме» будут в номинациях за лучшую мужскую и женскую роли, а также лучшую пьесу на русском языке. А если когда-нибудь на фестивале появится номинация за вклад в теорию новой драмы, то первым ее номинантом определенно станет драматург и режиссер Михаил Угаров (вошедший в нынешнее жюри фестиваля). В этом году он проведет несколько дискуссий (они пройдут в центре им. Мейерхольда) на тему активного социального (толстовского, как его определяет Угаров) направления в современном театре, противопоставленного психологическому (то есть чеховскому). И все-таки не стоит забывать, что именно Чехов чуть больше столетия назад вывел главным персонажем в своей "Чайке" того, кем уже четыре года вдохновляется "Новая драма" - современного драматурга.
Программу фестиваля смотрите здесь.
09 сентября 2005, 10:03 Валерий Золотухин
http://www.polit.ru/event/2005/09/09/newdrama.html