Дневник ММКФ: "Нашествие блокбастеров"В рамках ММКФ прошел круглый стол "Нашествие блокбастеров". Дискуссия проводилась по совместной инициативе Гильдии киноведов и кинокритиков СК России и журнала "Искусство кино".
На круглом столе обсуждались, является ли форсированное производство блокбастеров стимулом для российской киноиндустрии, способен ли российсикй блокбастер предложить "развлечение со смыслом", что именно обеспечивает сегодня зрительский интерес к блокбастерам - качество, PR или дефицит российского кино. Дискуссию вел главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей.
"Еще год назад в России фильмов популярных, с большим бюджетом, полноценной рекламой, способыных конкурировать с голливудской продукцией, было немного. Но на закрытии XXVI ММКФ был показан фильм "Ночной дозор", и впервые со времени общенациональных советских премьер началась новая эра в кинопроизводстве", - сказал он.
За последнее время вышло сразу несколько проектов Первого канала, среди них - "Турецкий гамбит", "Статский советник", которые сразу же возглавили рейтинговые строчки. В результате, отметил Даниил Дондурей, "за один год российский кинематограф в 3 раза увеличил присутсвие в общегодовой кассе российского боксофиса" (15-16% в 2004 году против 5% в 2003)".
Главный редактор журнала сообщил также, что в России за последние 2 года было снято 130 фильмов, из них более 90 - с господдержкой. При этом большинство не присутствует в прокате: в первую сотню прокатных фильмов входит лишь 10-15% того, что снимается в России. "Это значит, что фильмы снимаются, но дистрибуторы в них не верят, и поддержки у зрителя они не находят."
Режиссер Павел Лунгин заметил, что сейчас режиссерам особенно "хочется делать крупные проекты, эпические фильмы, обращаться к истории, как будто сейчас кинематографу предназначено восстанавливать утерянную историю". Надо, наконец, признать, что "делать фильмы в жанре, с каким-то конкретным предназначением не стыдно, а здорово".
Критик Андрей Плахов коснулся отношения критики к блокбастерам. По его мнению, критика "не обязана радоваться коммерческому успеху блокбастера. Задача критики - не пропагандировать российское кино, а пропагандировать кино хорошее. А критерии хорошего кино с появлением блокбастеров не слишком изменились".
Никита Михалков порадовался тому, что люди собираются и говорят о насущных проблемах российского кинематографа. "Для меня значение фествиаля, равно как и Союза кинематографистов, в том, что люди хотят высказываться по этому поводу и обсуждать эти проблемы", - сказал председатель Союза кинематографистов.
http://www.polit.ru/culture/2005/06...tery.popup.html