Новая жизнь старой дороги
К 2030 г. новая госкомпания «Росавтодор» должна будет создать в России сеть из 20 600 км высококачественных платных дорог. Две трети этой сети — уже существующие трассы, проезд по которым станет платным
Алена Чечель
Ведомости
24.11.2008, №222 (2244)Правительственная комиссия во главе с вице-премьером Сергеем Ивановым одобрила в пятницу обновленный законопроект о госкомпании «Росавтодор». Она будет создана уже в первой половине 2009 г., сказал Иванов. Законопроект, по словам министра транспорта Игоря Левитина, согласован со всеми ведомствами.
Откуда деньги
За 30 лет, по расчетам Минтранса, доходы «Росавтодора» составят 12,6 трлн руб. Из них 9,6 трлн руб. – плата водителей за проезд по платным дорогам, 1,6 трлн руб. – компенсационный сбор за проезд тяжелых грузовиков.
«Росавтодор» получит в доверительное управление 7200 км новых платных автодорог и 13 400 км федеральных трасс, которые сейчас перегружены, говорится в докладе, который на комиссии представил замминистра транспорта Александр Мишарин. Наиболее загружены, по данным Мишарина, трассы в европейской части России. К 2015 г. перегруженных дорог будет вполовину больше — 19 400 км, но денег на их реконструкцию в транспортной ФЦП 2010-2015 гг. мало, отмечает он. Всего по программе выделяются деньги на ремонт 6600 км, а отремонтировать нужно почти в четыре раза больше, говорится в докладе.
Дополнительные деньги (см. врез) и должна будет привлечь новая госкомпания: за счет платных дорог и сборов за проезд тяжелых грузовиков (более 12 т), платы за примыкание других автодорог к федеральным, за присоединение объектов дорожного сервиса, за аренду земельных участков придорожной отрасли.
Все перегруженные трассы «Росавтодора» (включая международные коридоры) должны стать платными к 2030 г. (после приведения их в нормативное состояние), указывает Мишарин. Строительство всех новых платных трасс предполагается завершить к 2020 г.
Привлечение «Росавтодором» внебюджетных средств облегчит нагрузку на бюджет, полагает сотрудник одной из подведомственных Минтрансу организаций. Автодорожникам всегда не хватает средств: так, дорожную подпрограмму ФЦП на 2010-2015 гг. Минтранс сократил почти в 2,5 раза до 4,3 трлн руб., убрав из нее строительство и ремонт части дорог Сибири и Дальнего Востока, напоминает он. Содержание платных дорог бюджет финансировать не будет, и освободившиеся средства можно будет направить на недофинансированные восточные трассы.
До момента, когда у «Росавтодора» появятся доходы, госкомпания сможет потратить 8,7 трлн руб. бюджетных денег, говорится в докладе Мишарина: 5,2 трлн на строительство и 3,5 трлн на ремонт и содержание дорог. Еще 1,7 трлн руб. госкомпания может занять на рынке. К 2015 г. доходов «Росавтодора» хватит на покрытие ремонтных трат, надеется Мишарин. В результате расходы бюджета на дороги снизятся на 5,6 трлн руб.
Идея сделать платными часть федеральных дорог не противоречит закону о концессиях — заключать их можно и на строительство, и на управление автодорогами: последние особенно популярны в Испании и Португалии, говорит директор по проектному финансированию Grant Thornton Павел Бруссер. Привлечение в дорожное строительство частных операторов — разумный шаг, полагает директор Института региональной политики Булат Столяров, но надо, чтобы с введением платы за проезд качество самих дорог изменилось. Активизировать строительство новых платных дорог помогла бы и отмена нормы, по которой у такой трассы обязательно должен быть бесплатный дублер, считает Столяров. Так сделали в Казахстане.
Строительство платных дорог вряд ли станет мощным источником финансирования дорожной отрасли и магистральным вектором развития дорожной сети, полагает Михаил Блинкин из НИИ транспорта и дорожного хозяйства. Массовое строительство платных дорог не практикуется при слаборазвитой региональной дорожной сети, отмечает Блинкин. А сейчас, по данным Минтранса, 40 000 населенных пунктов не имеют круглогодичной связи с дорожной сетью, три четверти региональных дорог не соответствуют эксплуатационным нормам
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/1...