Завод в обмен на дилера
Кризис подкосил финансы «АвтоВАЗа». Но отказываться от покупки «Ижавто» компания не намерена. «АвтоВАЗ» лишь хочет изменить условия сделки, чтобы частично оплатить покупку активами дилерского холдинга «Лада-сервис»
Юлия Федоринова
Глеб Столяров
Ведомости
11.11.2008, №213 (2235)АвтоВАЗ«почти год ведет переговоры с группой «Сок» о покупке у нее завода «Ижавто» (мощность — 200 000 машин в год). Здесь автоконцерн планировал наладить сборку моделей партнера — Renault. Уже была согласована сумма сделки — $357 млн, рассказал сотрудник «АвтоВАЗа», но помешал кризис: заводу не хватает даже оборотных средств.
Экономия в моде
«АвтоВАЗ» старается экономить на всем. Вместо покупки контрольного пакета акций «Азия-авто» концерн решил ограничиться 25% плюс 1 акция предприятия из Казахстана. «Азия-авто» получает исключительное право выпуска 120 000 Lada в год и их сбыта в Казахстане и регионах России. ВТБ оценивает сделку в $25 млн.
--------------------------------------------------------------------------------
«АвтоВАЗ»
АВТОКОНЦЕРН
Продажи – 770 000 автомобилей (2007 г., данные компании).
Выручка – 187,6 млрд руб., чистая прибыль – 3,7 млрд руб. (МСФО, 2007 г.).
Капитализация – 12 млрд руб.
Основные акционеры: Renault, «Российские технологии» и «Тройка диалог» – по 25% плюс 1 акция.
Теперь «АвтоВАЗ» ищет альтернативные варианты финансирования сделки. Часть покупки завод готов оплатить активами «Лада-сервиса», сказал «Ведомостям» источник, близкий к «АвтоВАЗу». Такое предложение обсуждается, подтвердили два источника, близких к группе «Сок». Правда, «АвтоВАЗ» окончательных решений о структуре сделки не принял: на заводе ее поддерживают не все, добавляет еще один источник, близкий к «АвтоВАЗу».
Представители «АвтоВАЗа» и группы «Сок» комментировать это отказались. Представитель «Сока», впрочем, отметил, что потенциально бизнес по продаже автомобилей может быть его компании интересен.
«АвтоВАЗ» решил превратить одну из своих «дочек» — «Лада-сервис» в дилерский холдинг в прошлом году. Сейчас ему передано 74 дилерские компании (из 82), владеющие более 100 дилерскими центрами. В 2007 г. через предприятия «Лада-сервиса» продавался каждый четвертый автомобиль «АвтоВАЗа» — на 40 млрд руб. В сентябре президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин объявил, что компания в 2009 г. готова продать «Лада-сервис» как непрофильный бизнес. Правда, уже в октябре «АвтоВАЗ» сообщил о том, что отказался от этих планов.
У группы «Сок» тоже есть дилерский бизнес. Она владеет компанией Sokia, объединяющей 119 сертифицированных дилеров Kia в 78 городах России (на конец сентября) и ряд дилерских центров, продающих автомобили других марок. Несмотря на то что для «Сока» дилерский бизнес — профильный, компания относится к варианту «АвтоВАЗа» «с большой осторожностью» и не готова брать «Лада-сервис» целиком, говорит источник, близкий к группе.
Одновременно «АвтоВАЗ» просит об оплате денежной составляющей сделки в рассрочку, говорят собеседники «Ведомостей», близкие к «АвтоВАЗу» и группе «Сок». Один из источников отмечает, что речь идет минимум об одном годе. Правда, представитель группы «Сок» переговоры о рассрочке отрицает.
Аналитик ВТБ Елена Сахнова оценивает «Лада-сервис» целиком в $150 млн. Она полагает, что «Соку» схема сделки с обменом на дилерские центры невыгодна: этот бизнес низкорентабельный. С другой стороны, по ее мнению, стоимость «Ижавто» более $300 млн сейчас выглядит завышенной, так что «АвтоВАЗу» стоит повременить с покупкой. По этой причине сделка может вообще не состояться, соглашается источник, близкий к «АвтоВАЗу».
В подготовке статьи участвовала Екатерина Дербилова
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/1...