Маленький мальчик на лифте катался
«Город грехов» на экране и на бумагеДесяток персонажей этого фильма съедают, причем двоих – заживо. Одного распиливают пилой. Одного дважды (!) кастрируют кустарным способом: один раз – с помощью пистолета, второй раз – вручную. Ну и так далее. Добро пожаловать в «Город грехов», где можно найти все что угодно, ели знать, куда завернуть.
Родригез взял двух своих кумиров – Френка Миллера и Квентина Тарантино – и сделал из них черно-белое кино с потоками желтой крови и говорящими трупами, - одним словом, чудо техники. Этот фильм имеет рейтинг “R”, причем более чем заслуженно. Что существенно сокращает потенциальную аудиторию фильма, снятого по комиксам – даже по таким «взрослым», как комиксы Френка Миллера. Т если многие фильмы тщательно скрывают секс и насилие, отчаянно притворяясь картинами для семейного просмотра, чтобы увеличить сборы за счет подростков, то «Город грехов» в этом смысле абсолютно честен. Иногда даже чересчур.
Но несмотря на честность, фильм Родригеза показал отличные результаты в прокате. Он сразу же попал в сотню лучших фильмов зрительского рейтинга IMDB, собрал $29,1 миллиона за первый уикенд, занял третье место среди лучших стартов апреля и шестое место по кассовым сборам в США ($73,9 миллиона). Родригез знал, что делает, отсекая подростковую часть аудитории рейтингом “R”: «Город грехов» - это фильм для взрослых.
Вокруг этого фильма витает дух арт-хауса, который не могут перебить даже высокие кассовые сборы и коммерческий успех. Ради того, чтобы поставить Френка Миллера в титры как со-режиссера, а не просто автора сценария, Родригез поссорился с Гильдией кинорежиссеров Америки, которая заявила, что Миллер не может называться режиссером, потому что он не член Гильдии. Родригез демонстративно покинул Гилльдию, потерял контракт на экранизацию марсианских романов Бэрроуза, но заработал себе славу режиссера, который ставит принципы искусства выше, чем ремесло и профсоюз.
Другим шагом в сторону «высокого искусства» стало решение отложить мировую премьеру фильма на два месяца, чтобы иметь возможность показать «Город грехов» на Каннском фестивале. В отличие от триумфального шествия по миру тех же «Звездных войн», здесь все получилось скромнее: премьера в США 1-го апреля, приз за «визуальное решение» в Каннах – а до наших кинозалов фильм добрался только 2-го июня. И вот российскому зрителю, наконец, показали существенную часть американской культуры со звездами всех калибров в главных и неглавных ролях.
Российский зритель был в шоке. Во-первых, концентрация насилия в «Городе грехов» такова, что трудно воспринимать его серьезно. Мы почти ничего не знаем о культуре комикса, и тем более о комиксах в жанре «нуар», но зато с детства привыкли к стишкам про несчастного маленького мальчика, у которого то трос оборвется, то пальчик в розетке застрянет. Поэтому, когда маньяк и убийца Марв говорит очередной жертве с ухмылкой: «Надо же, какое у тебя хорошее пальто!» - зал с готовностью смеется.
Во-вторых, в «Городе грехов» актеры, знакомые по ролям положительных героев и любимые в этом качестве, вытворяют такое, что впору пересматривать титры по три раза в надежде, что они полны опечаток. Родригез предлагает зрителю увидеть Элайджу Вуда (хоббит Фродо в экранизации «Властелина колец»), спутать его с Гарри Поттером из-за круглых блестящих очков, а потом узнать, что он на досуге закусывает жареными пальцами женщины-копа. И – получить от этого удовольствие.
В-третьих, в «Городе грехов» очень много технических «фишек», на которые трудно не отвлечься. Каждый кадр вылеплен так, что становится ожившей картинкой из комикса, а силуэты актеров до того похожи на рисованные, что кажутся неживыми. В таком мире, заштрихованном косыми белыми линиями цифрового дождя и снега, есть место и Желтому Ублюдку (тому самому, которого кастрируют), и епископу, поедающему людей, и вообще кому угодно.
При всех цифровых технологиях и геометрической выверенности каждого кадра в этом фильме много личного. Родригез подмигивает не только зрителям, вставляя цитаты из «Криминального чтива», но и собственной жене Линн Э. Варлей: номер машины, на которой ездят два его любимых женских персонажа – «LEV 311» (Линн родилась 11-го марта…).
Все это – очень «тарантиновские» штучки, как и сама композиция фильма: три новеллы, герои которых не очень знакомы между собой, но время от времени сталкиваются, например, в баре. К слову, Тарантино действительно приложил руку к творению Родригеза, срежиссировав одну сцену фильма (разговор Дуайта с трупом Джеки-боя в машине ничего не напоминает?).
И вся эта роскошь – при смешном бюджете в $40 миллионов и первой новелле, снятой Родригезом за свои деньги и на собственный страх и риск. Имидж мастера малобюджетного высокодоходного кино в очередной раз сыграл режиссеру на руку: голливудские знаменитости выстроились в очередь, чтобы сыграть в «Городе грехов». В первом фильме место нашлось не для всех, поэтому тех, кто не попал в первый «пул», зрители увидят во втором и третьем, как, например, Джонни Деппа. Второй и третий фильмы должны выйти в 2006 и 2007 годах, и первой на очереди стоит новелла «A Dame to Kill For», в которой появляются уже знакомые и уже умершие персонажи, в частности, Марв.
А тем временем за Френка Миллера принялись российские издатели. На волне успеха фильма «Амфора» выпускает первый том миллеровского комикса. Этот проект – еще один пример того, как индустрия кино обслуживает все остальные культурные рынки, - в частности, рынок книжный.
«Город грехов» в русском переводе должен выйти в ближайшие две недели тиражом 3000 экземпляров. Для «Амфоры» это небольшой, почти пробный тираж, по продажам которого будет ясно, стоит ли издавать в России все остальные тома комикса и какими тиражами. А учитывая успех фильма и тот факт, что перевод первой части «Города грехов» выполнен знаменитым Гоблином – переводчиком Дмитрием Пучковым, сделавшим пародийную озвучку «Властелина колец», - у этого проекта есть все шансы на успех.
Однако для издательства, как свое время и для Родригеза, коммерческий успех книги «Город грехов» вторичен по отношению к ее культурной роли. «Мы рассматриваем издание графических романов Френка Миллера как проект в большей степени культурно-просветительский, чем коммерческий, - заявил Сергей Бережной, главный редактор издательства «Ред Фиш» торгово-издательского дома «Амфора». – Мы пытаемся познакомить российского читателя с новым художественным языком, который до сих пор в нашей стране был почти совершенно неизвестен».
Культура комикса в России, действительно, может прижиться лишь на гребне новой – коммерчески успешной – волны. Таким гребнем вполне может стать фильм Родригеза, который уже дважды окупился в прокате. «Парадокс в том, что книжное издание вряд ли стало бы возможно без успеха фильма, который дал российскому зрителю представление об исходном тексте, частично перевел его на более понятный язык кино, - сказал Сергей Бережной. – Теперь зритель в общих чертах знает, что его ожидает в романах Френка Миллера. Хотя вряд ли он ожидает именно то, что увидит».
Что ж, скоро мы сможем, наконец, узнать, ради чего известные американские режиссеры отказываются от членства в своей Гильдии и рискуют большими контрактами. Ведь не ради же кассовых сборов, в самом деле.
07 июня 2005, 13:26 Юлия Идлис
http://www.polit.ru/culture/2005/06/07/gorodgrex.html