Вопрос недели: Сколько стоит театр?Должен ли билет на хороший спектакль стоить дорого?В этой рубрике мы публикуем мнения различных экспертов, посвященные наиболее важным событиям и явлениям в области современной культуры.
Вы также можете принять участие в обсуждении и ответить на вопрос недели. Для этого нужно кликнуть слово "Обсудить" в конце текста. Лучшие ответы читателей будут публиковаться на сайте.
Рубрику ведет Юлия Идлис.
Итак: ДОЛЖЕН ЛИ БИЛЕТ НА ХОРОШИЙ СПЕКТАКЛЬ СТОИТЬ ДОРОГО?
2 июня, четверг.
Борис Дубин, социолог:
- Скорее всего, если иметь в виду рынок, цена складывается из участия в спектакле звезд: известных актеров, режиссера и т.д. Это прибавляет ему стоимости в общекультурном смысле, а значит, вполне может и отражаться на цене.
Все зависит от того, чего добиваются устроители зрелища: если они хотят, чтобы к ним пришла только богатая публика, то в зале, скорее всего, будут сидеть те, кто еще несколько лет назад носил бордовые пиджаки. Если организаторы хотят привлечь более просвещенного интеллигентного зрителя, то цены на билеты стоит снизить. Если нужно, чтобы на спектакль пришла изысканная публика, то билеты можно рассылать целевым образом.
В любом случае, театр, как оно всегда и было, делается не в кассах: он делается в мастерских, в студиях. Хотя сейчас дело доходит до того, что театры зовут зрителей на «звездность»: звездную музыку, актеров-звезд, и т.д. Но это уже другое состояние театра, другой театр. Он может быть академическим или коммерческим, но настоящее театральное искусство развивается в других формах. А «дорогие» театральные проекты, скорее, демонстрируют общекультурные прелести театра, его статус в современной культуре.
Зритель, который ищет в театре театр, ждет, чтобы он был динамичен и связан с ним, зрителем. Такой театр не будет приглашать звезд не потому, то они дороги, а потому, что они уже сидят внутри своего звездного имиджа и не могут сделать многое из того, что требуется для серьезной постановки. Театр должен находиться в поиске, а если звезда согласится участвовать в этом поиске, то ей и деньги за это не слишком нужны: она придет посмотреть, не атрофировались ли у нее мышцы, может ли она действительно играть.
А все модные звездные постановки, по-моему, похожи на объявление в газете: «Няня. Дорого». Они как бы говорят: «Не суйся, это не для тебя». И в таком театре ничего не развивается; там просто собирается круг избранных. Это уже не явление искусства, а социальное явление. Впрочем, подобные процессы сейчас происходят во всех сферах культуры: не только в театре, но и в кино, в музыке, и т.д.
1 июня, среда.
Дмитрий Петров, архитектор.
- Ответ очень прост: спектакль, который представляет собой развлекательное «шоу», а не «психологический театр», не может быть дешевым. Когда у вас сто актеров, шикарные декорации, веселый сюжет, и вы пришли развлечься – это одно. А когда Табаков со Смоктуновским играют в комедии, то они могут это делать и в одиночестве, на пустой сцене, и эффект будет совсем другой. Понятно, что на один спектакль будет широкая реклама и огромные сборы, а у другого бюджет может быть ничтожным, а память останется у режиссеров и критиков на полсотни лет вперед.
Поэтому я считаю, что вопрос некорректно поставлен. Чем больше «развлекательная» составляющая спектакля, тем больше бюджет. Понятно, что «Нибелунги» не могут быть дешевыми, просто по определению.
В России вообще всегда не хватало качественных шоу – крепких и с художественной, и с материальной точки зрения. Вот с психологическим театром у нас проблем меньше, а с западными мюзиклами или с голливудским кино нам соревноваться все еще трудно.
Развлекательные высокобюджетные шоу развиваются совершенно не в ущерб психологическому театру. Это вопрос о том, пересадить ли всех на «Мерседесы»: есть представительские машины, есть гоночные, а есть бульдозеры – все они выполняют свою функцию. И театральная продукция так же разделена на классы и категории, каждая из которых востребована в разное время, в зависимости от ситуации.
31 мая, вторник.
Александр Арифулин, адвокат.
- Лично я больше 2000 рублей за билет почти никогда не платил. Когда в Москву приезжал конный театр «Зингаро», билет стоил примерно столько, и цена была совершенно адекватной: на их выступление я даже ходил дважды, потому что было интересно. Другой случай: вот на выступление Лары Фабиан билет стоит порядка 8000 рублей. По-моему, для нее это неадекватная цена, хотя 8000 – не такие уж фантастические деньги.
Вообще, вопрос цены на билет в театр или на концерт – вещь очень субъективная. Есть, например, поклонники Евгения Гришковца, которые за ним всюду бегают. И если билет будет стоить 3000 рублей, то эти люди продадут последнюю рубашку и все равно пойдут на его спектакль. А те, кого творчество Гришковца не привлекает, не купят билет и за 500, и за 100 рублей.
Если говорить не только о театре, но и о музыкальных концертах, к примеру, то цена на билет зависит не только от исполнителя, но и от площадки. Самая дорогая площадка в Москве – Театрально-концертный центр Павла Слободкина на Арбате.
Стоимость театральной постановки зависит и от ее технических данных: можно ведь на сцене понастроить декораций на многие тысячи долларов, а игра актеров будет посредственной; и из такого спектакля ничего не выйдет. А был спектакль «Последняя лента Креппа» с Джигарханяном, в котором пустая сцена почти без декораций, - и все великолепно.
Должен ли хороший спектакль стоить дорого? Если слово «должен» заменить словом «может», то наверное. Но тут есть сложный момент. В свое время в Москву привозили «Вишневый сад» Эймунтаса Някрошюса, который шел 6 часов. Билет стоил огромных денег, и спектакль был хороший, и актерская игра отличная, но 6 часов не выдерживал практически никто. А три-четыре года назад шел спектакль «Чудесный сплав» выпускников ГИТИСа: он не шел на больших сценах, и билет на него, насколько я помню, стоил рублей 50, а спектакль был прекрасный.
Я думаю, качество спектакля не зависит от цены на билет и в принципе не может от нее зависеть. Ведь если актер талантлив, он талантлив всегда, вне зависимости от цены билета. К тому же не очень понятно, кто должен определять качество спектакля – продюсер? Думаю, что цена билетов – ни в коем случае не показатель качества произведения.
30 мая, понедельник.
Ирина Прохорова, главный редактор издательского дома "Новое литературное обозрение".
- Я бы сказала, что да, и здесь я бы хотела провести параллель с тем, в чем я понимаю, - с книгами. Самый главный рудимент советского сознания, который остался у нас до сих пор, - это уверенность в том, что книги, театр и другие подобные вещи должны быть дешевыми. Это «демократизм», понятый совершенно определенным образом – как уравниловка.
В наше время мы попадаем в ситуацию девальвации духовных ценностей, когда театральное искусство или литература становятся вещами, на которые не хочется тратить деньги. Люди охотно тратят деньги на ужин в кафе, а потратить в 10 раз больше на книгу, которая будет служить много лет, или на тот же спектакль уже не готовы. Почему-то мы привыкли считать, что явления духовной культуры должны стоить по три рубля.
Это вопрос пересмотра и переориентации системы ценностей: у людей должно появиться ощущение, что спектакль или книга не должны быть дешевыми и на них не жалко тратить деньги, тогда как в других потребительских сферах, наоборот, товары могут стоить и дешевле.
В советское время все было дешевым, и поэтому мы привыкли к бесплатному потреблению ценностей, что в нынешней ситуации неверно. Ведь и в советское время дешевизна билетов была относительной: на хороший спектакль вы все равно не могли купить билеты в кассе и приходилось или покупать их с рук, или доставать через знакомых. Значит, и тогда уже хороший спектакль фактически не был дешевым мероприятием.
В этом заключается большое противоречие современного мира. Если произведения искусства не оплачиваются, то свободное искусство не может существовать: оно становится заложником спонсорства или государственной поддержки. А что такое государственная поддержка в нашей стране, где нет системы меценатства на правительственном уровне, мы все прекрасно знаем. Так что цена спектакля должна быть привязана к качеству.
02 июня 2005, 10:56
http://www.polit.ru/culture/2005/06...rosnedeli4.html