Паранойя для дураков
В комедии «Сжечь после прочтения» братья Коэны вспомнили о «холодной войне» и о всеобщей мании преследования В комедии «Сжечь после прочтения» братья Коэны вспомнили о «холодной войне» и о всеобщей мании преследования
Любой режиссер, претендующий на звание классика, хотя бы раз в жизни оказывается провидцем. Теперь это случилось с вечными скептиками братьями Коэнами. «Сжечь после прочтения» они снимали год назад, с какой-то стати решив вспомнить о временах «холодной войны». По сюжету уволенный за пьянство аналитик ЦРУ (Джон Малкович) начинает писать разоблачительные мемуары, которые с подачи его жены-истерички (Тильда Суинтон), спящей с другим госчиновником (Джордж Клуни), оказываются в руках двух сотрудников тривиального спортзала (Брэд Питт и Фрэнсис Макдорманд), решающих продать компромат в посольство РФ. К премьере фильма как раз поспел и новый «железный занавес», и «Сжечь после прочтения» оказался во главе американского бокс-офиса. Думаю, благодарить тут надо не только Брэда Питта и недавний «оскаровский» триумф Коэнов, но и политиков, которых режиссеры справедливо изобразили инфантильными идиотами. Какой дивный материал для комедии! Даже странно, что раньше братья брезговали злободневными темами.
«В здоровом теле — здоровый дух; // На самом деле, одно из двух», — в новой картине Коэнов мы находим блистательное подтверждение тезиса, высказанного поэтом Игорем Иртеньевым. Представители здоровой нации только о том и думают, как бы поддержать себя в тонусе. Придирчиво рассматривают себя в зеркалах, ревниво косятся на чужих мужей и жен, изменяют собственным напропалую, не слезают с велотренажеров, бегают по утрам. Все, чтобы не заметить кризис среднего возраста и отсрочить старость: сказано же, «старикам здесь не место». Спортивная разминка не прекращается ни днем ни ночью — и все это, как выясняется, для того, чтобы заглушить паранойю: каждому кажется, что за ним следят, его преследуют, хотят похитить и убить, — причем масштаб опасений прямо пропорционален ничтожности предполагаемой жертвы. А в комедии Коэнов, вот уже второй фильм обходящихся без главного героя, что ни персонаж, то ничтожество. Неповторимый комический эффект возникает из-за того, что играют их самые востребованные актеры Голливуда — в частности, примерный отец семейства Питт, завидный холостяк Клуни и образцовый джентльмен Малкович. Первый трясет мелированной башкой под неслышные звуки айпода, второй снимает немолодых баб в ближайшем парке, третий бегает по улицам в семейных трусах и с молотком в руке… Ясно, что этим успешным красавцам доставляет удовольствие изображать идиотов, да еще и под руководством таких опытных дирижеров, как Коэны.
Впрочем, дуракавалянием дело не ограничивается: братья не в первый раз исследуют уязвимость человеческой натуры, а заодно обнажают скрытые механизмы судьбы. Случайности переходят в закономерности, превращая фарс в драму, а конспирологический хоррор — в абсурдную комедию положений; этим мнимо-легкомысленный «Сжечь после прочтения» напоминает предыдущий мнимо-серьезный фильм Коэнов «Старикам тут не место». Выводы из этого не только развлекательного, но и поучительного зрелища каждый сделает сам. Но братья, кажется, попросту предлагают нам увидеть самих себя в одном (или сразу в нескольких?) из их трогательных и жалких героев. А увидев, прислушаться к гласу судьбы, которая в облике дипломата из русского посольства мрачно покосится на тебя из-под путинского портрета и процедит сквозь зубы: «Ваша секретная информация нам неинтересна». Или в облике директора ЦРУ вынесет еще более решительный вердикт: «Вернитесь и доложите заново, когда хоть что-то из происходящего будет иметь смысл».
Со 2 октября, «35 мм», «5 звезд», Киноцентр, «Октябрь»
--------------------------------------------------------------------------------
5 комедий о спецслужбах
«Один из нас»
Режиссер Геннадий Полока. Ироническое кино о «простом парне», ставшем разведчиком в канун Великой Отечественной, обыгрывает расхожие клише фильмов о разведчиках. Одну из лучших ролей в фильме сыграл Георгий Юматов.
--------------------------------------------------------------------------------
«Высокий блондин в черном ботинке»
Режиссер Ив Робер. Эталон французской комедии 70-х, принесший европейскую славу Пьеру Ришару. Актер сыграл здесь обаятельного скрипача-недотепу, случайно принятого за секретного агента.
--------------------------------------------------------------------------------
«Шпионы как мы»
Режиссер Джон Лэндис. Американский мастер пародийного жанрового кино снял комедию о двух бедолагах, случайно оказавшихся агентами ЦРУ и заброшенных в Афганистан для противостояния спецслужбам СССР. Паре героев-неудачников предстоит предотвратить Третью мировую.
--------------------------------------------------------------------------------
«Остин Пауэрс»
Режиссер Джей Роач. Самая популярная и хулиганская из пародий на фильмы о Джеймсе Бонде. Ретроатмосфера, саундтрек и костюмы из далеких 60-х произвели фурор, а Майк Майерс стал одним из самых востребованных комиков Голливуда. Были сняты два сиквела.
--------------------------------------------------------------------------------
«Отряд «Америка»
Режиссер Трей Паркер. Ура-патриотический кукольный мультфильм о команде американских борцов с международным терроризмом. Главным злодеем оказался Северокорейский Диктатор, а его пособниками — Джордж Клуни, Мэтт Дэймон, Сьюзан Сарандон и Алек Болдуин.
Антон Долин
Для Пятницы
№ 35 (122) 26 сентября 2008
friday.vedomosti.ru/article.shtml?2008/09/26/13...