Темпераментный грузин теряет свою страну
Маркус БернатРоссийское вторжение как на ладони: президент Грузии Михаил Саакашвили в последние годы тормозил "ястребов" в правительстве
Искусство государственного управления – это точно не тот навык, которому можно было бы поучиться у такой страны на Кавказе, как Грузия. Быть главой государства там, как правило, означает быть скорее частью эпоса, который остается неизменным на протяжении веков и зиждется на мести, чести и других мнимых мужских достоинствах. Михаил Саакашвили, нынешний президент Грузии, явил этому очередной пример, отдав имевший катастрофические последствия приказ атаковать сепаратистов в Южной Осетии.
К чести Саакашвили следует отметить, что именно он в последние годы тормозил "ястребов" в своем правительстве, как, например, бывшего министра обороны Ираклия Окруашвили, лишившегося своего поста в равной степени драматичным и сомнительным с позиций правового государства образом. Последний еще в 2004 году хотел войти в Южную Осетию – небольшой регион, расположенный всего в одном часе езды на машине от Тбилиси.
Если судить по сегодняшней ситуации, то Саакашвили только на пятом году своего взрывоопасного президентства поставил на кон и проиграл все то, чего ему удалось добиться: Россия вошла в Грузию, Запад хоть и симпатизирует грузинскому лидеру, однако не спешит с помощью, а Южная Осетия, как и другой, более важный сепаратистский регион – Абхазия, на обозримое будущее потеряна.
При этом одним из основных обещаний, которые в январе 2004 года давал своему народу 40-летний Саакашвили, затем с его помощью повторно избранный президентом спустя 4 года, было именно восстановление территориальной целостности. Другим не менее важным обещанием была борьба с коррупцией в стране; при этом Саакашвили, юрист по образованию, добился в последнем успеха – по крайней мере на самых низших уровнях бюрократии.
Но все чаще поперек дороги самому старшему из трех сыновей врача Николоза Саакашвили и университетского профессора Гиули Аласании встает его темперамент. В ноябре 2003 года он срежиссировал "революцию роз" и с цветком в руке ворвался в здание парламента, вынудил тогдашнего президента Эдуарда Шеварднадзе уйти в отставку и утвердился во власти, окружив себя командой еще более молодых и зачастую также получивших образование на Западе политиков.
Упорно ходят слухи о психической неуравновешенности Саакашвили. Когда в ноябре 2007 года он вышел из себя, гневно обличая собравшихся на улицах Тбилиси демонстрантов, и ввел чрезвычайное положение, в чувство его, по всей видимости, смог привести только соответствующий укол
inopressa.ru/standard/2008/08/11/12:05:14/saaka...
Роковая ошибка Грузии
Обзор прессыРоковая ошибка Грузии
Обзор прессы
Вмешавшись в южноосетинский конфликт, Москва вынудила грузинские войска оставить мятежную республику. Российская авиация нанесла бомбовые удары по территории Грузии, и стороны заговорили о полномасштабной войне. Президент Михаил Саакашвили обвиняет в развязывании боевых действий Кремль и утверждает, что на кону оказалось "будущее свободы в Европе". Некоторые иностранные аналитики считают, что Саакашвили сам спровоцировал конфликт, но переоценил свои силы – в военном противостоянии с могущественным соседом Грузия неизбежно проиграет. Западные политики призывают к перемирию, однако реальных инструментов для давления на Россию у них нет, отмечает пресса.
Кто бы ни был виновником начала нынешних военных действий, Россия заинтересована в том, чтобы препятствовать разрешению конфликта, указывает французская Le Monde. Отвлекающие маневры в Осетии обеспечивают ей средство политического и военного давления на Грузию, а также позволяют помешать вступлению Грузии в НАТО.
Страны Запада, со своей стороны, демонстрируют бессилие. Они не в состоянии открыто призвать грузин уступить российскому давлению, и в то же время никак не могут повлиять на Россию, которая напоминает им о косовском прецеденте. И если однажды им придется выбирать между Москвой и Тбилиси, нетрудно представить, на чью сторону они встанут. Именно поэтому если не соображения нравственности, то здравый смысл должен заставить грузин не провоцировать русских и не отвечать на их провокации, полагает издание.
После того как Саакашвили принял "трагическое и ошибочное" решение вторгнуться в Южную Осетию, хрупкое равновесие на Кавказе разлетелось вдребезги, пишет испанская El Pais. Грузинскому лидеру не следовало вершить правосудие собственноручно: применение силы в отношении Осетии не только не оправдано, но еще и является политической ошибкой, которой попытается воспользоваться Владимир Путин.
Премьер-министр поспешно вернулся из Пекина для наблюдения за военными операциями с территории Северной Осетии. Он напомнил, что он все еще является лидером России и готов применить те же "кардинальные" методы, что и в Чечне. Жесткой атакой на Грузию Путин хочет одновременно показать, что статус России как великой державы не подлежит обсуждению и что она не потерпит изменений против ее воли в региональном статус-кво.
Членство России в Совете Безопасности практически лишает ООН возможности остановить войну, констатирует El Pais. Москва непременно добьется военной победы, выгодной ее режиму – вчера она проигнорировала предложение Грузии о переговорах после объявления о прекращении огня. По мнению газеты, международное сообщество должно напомнить российскому премьер-министру, что его политические интересы нельзя ставить превыше правил, даже если Саакашвили ранее эти правила нарушил. Иначе, если этого не сделать, Россия в будущем может поддаться гораздо более опасным искушениям.
Что именно случилось в Южной Осетии на прошлой неделе, неясно, констатируют отставные американские дипломаты Рональд Асмус и Ричард Холбрук на страницах The Washington Post. Тем не менее, авторы статьи уверены, что Грузия ответила на неоднократные провокационные нападения со стороны южноосетинских сепаратистов. Грузия не хотела этой войны: она полагала, что постепенно усиливает позиции в Южной Осетии, используя стратегию мягкой силы.
Но какие бы ошибки ни допустил Тбилиси, это не способно оправдать действия России. Москва вторглась на территорию соседнего государства, совершив противоправный акт агрессии, нарушающий Устав ООН и фундаментальные принципы сотрудничества и безопасности в Европе. Момент, который выбрала Москва, скорее демонстрирует, что Путин стремится свергнуть Саакашвили загодя, перед выборами в США, что позволит не начинать отношения с новым президентом с крайне враждебной ноты.
Россия, по мнению Холбрука и Асмуса, добивается смены режима в Грузии. На смену Саакашвили должен прийти президент, на которого Москве будет легче оказывать влияние. Россия стремится дать отпор демократическим изменениям у своих границ, устранить любые возможности для дальнейшего расширения НАТО или ЕС и восстановить сферу своей гегемонии, в которую должны войти соседние государства. Пытаясь уничтожить демократическую прозападную Грузию, Москва показывает: в этой части света близкие связи с Вашингтоном и Западом невыгодны.
Слабость западной дипломатии и отсутствие трансатлантического единства помешали предотвратить войну, которой можно было избежать, уверены дипломаты. Лишь мощный трансатлантический союз способен остановить эту войну и начать возмещение колоссального ущерба, который она нанесла. В противном случае нынешняя американская администрация сможет добавить еще одну проблему к растущему списку своих внешнеполитических провалов.
Грузинский президент Михаил Саакашвили в статье для The Wall Street Journal целиком возлагает вину за происходящее на Россию. По его мнению, нынешние события напоминают о вводе советских войск в Афганистан в 1979 году. Эту войну развязала не Грузия, и не Грузия ее выбрала, утверждает Саакашвили, войну спланировал Кремль. Нынешний конфликт начался из-за права маленьких государств жить свободно и самим определять свое будущее, и он "решает будущее свободы в Европе", указывает президент.
"Мы стремились к дружественным отношениям с Россией, – подчеркивает Саакашвили. – Мы приложили большие усилия для того, чтобы мирными средствами снова вернуть Абхазию и Южную Осетию в лоно Грузии". Но Россия, фактически контролирующая сепаратистов, ответила на эти усилия политикой откровенной аннексии. Вместо того чтобы действовать как честный посредник, Россия стала непосредственной стороной конфликтов, а теперь и перешла к открытой агрессии.
Если Грузия падет, это также будет означать поражение Запада на всей территории бывшего СССР и за ее пределами, утверждает Саакашвили. Лидеры соседних государств – будь то Украина, другие государства Кавказа или Центральной Азии – будут вынуждены задуматься, не слишком ли высока цена свободы и независимости, завершает статью грузинский президент.
Немецкая Die Welt, указывает, что Саакашвили сам решил разделаться с "замороженными конфликтами" огнем. Русские ответили ему военными мерами. Лидер "революции роз" сделал слишком высокие ставки, и его проигрыш поэтому был очень большим. В дипломатическом плане и при проявлении недюжинного терпения у него в схватке с Россией еще есть шансы, признает издание, но вот в военном плане он однозначно проиграет. Шансы его страны на то, чтобы однажды действительно стать частью западной системы, на глазах превращаются в груду развалин.
Конфликт в Южной Осетии – это не просто очередная небольшая этническая ссора, и он недолго может оставаться локальным, уверена The Times. Прежде чем кто-то найдет Цхинвали на карте, кризис превратится в полномасштабный. В такие времена важно, чтобы все вздохнули поглубже и сдержались. На кону стоит многое. Эта война может не только еще больше дестабилизировать Кавказ, но и усугубить и без того напряженные отношения между Россией, Европой и Соединенными Штатами.
Россия настроена решительно и активно поддерживает сепаратистов в Южной Осетии и другом сепаратистском регионе, Абхазии. Складывается впечатление, что Москва просчитала, что может дестабилизировать Грузию с помощью такого конфликта, тогда как США в этой ситуации не способны практически ни на что. Военная интервенция Москвы будет иметь двоякую цель: с одной стороны, она дестабилизирует ситуацию в Грузии, которая лишится возможности вступить в НАТО, а с другой – покажет Западу, что он зашел слишком далеко, расширяя свое влияние. Однако Москва играет с огнем, предупреждает The Times: подобная стратегия может выйти из-под контроля
inopressa.ru/inotheme/2008/08/11/12:00:15/georg...
Боевые действия поднимают ставки для осаждаемого союзника США
Марк ЧэмпионБоевые действия поднимают ставки для осаждаемого союзника США
Марк Чэмпион
Возможно, цель российской агрессии в том, чтобы добиться смещения президента
В воскресенье на рассвете, после ночи без сна, президент Грузии Михаил Саакашвили отдал приказ об отступлении грузинских войск перед лицом энергичной атаки России. Поступали сообщения, что с российских военных кораблей на побережье Черного моря высадились дополнительные силы.
"Я размышлял о том, что к Южной Осетии дело теперь вовсе не сводится – речь идет о спасении Грузии как государства", – сказал Саакашвили в телефонном интервью ночью в воскресенье. По словам его помощников, лицо у него было бледное.
Саакашвили почти пять лет играл с российским медведем в покер на высокие ставки в масштабе, на который не осмеливался ни один другой региональный лидер. Теперь же Саакашвили, непреклонный союзник США, по-видимому, оказался в тяжелом положении, и с его лица исчезло бесстрастное выражение профессионального игрока в покер.
Саакашвили сказал, что не сожалеет о своих действиях. Он отмел, назвав пропагандой, обвинения в геноциде и военных преступлениях, выдвигаемые против него Россией, а также уверял: распространенное представление о том, что он пошел на провокацию в отношении России, начав полномасштабное наступление на столицу Южной Осетии Цхинвали, не соответствует действительности.
Как только в четверг начались сильные удары по грузинским позициям, известие о приближении к региону 150 российских танков вынудило его перейти к активным действиям. "Наши военные сказали, что у нас нет другого выхода, кроме как применить дальнобойную артиллерию и двинуться вперед для разрушения моста", расположенного выше Цхинвали, сказал Саакашвили.
По словам Саакашвили, он не спал трое суток и только что собирается впервые поесть; его трапезу разделит министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, только что прилетевший в Тбилиси. Грузинский президент назвал российскую интервенцию судьбоносной ошибкой Москвы, которая восстановит против России весь регион, а также отрицал, что грузинские силы потерпели поражение. "Наша армия – самая маленькая в регионе, а Россия располагает одной из самых больших армий в мире, – сказал Саакашвили. – Мы не в силах с ними конкурировать /.../, но наши войска в очень хорошей форме".
Нападение России, которое, по словам многих грузинских официальных лиц и аналитиков, призвано, в том числе, способствовать смещению Саакашвили, объединило грузин вокруг него. Но опасность еще большего унижения и дальнейшего разрушения хрупкой грузинской экономики очевидна. В воскресенье Россия заявила, что больше не рассматривает Саакашвили как лицо, с которым может вести переговоры; это указывает, что Москва, возможно, будет требовать его отставки в качестве предварительного условия любого варианта урегулирования положения.
Саакашвили 41 год. Он юрист, получивший образование в США. Саакашвили вознесся к власти в Грузии, возглавив народную продемократическую революцию в 2004 году. Он обещал превратить свою страну – тогда почти что являвшуюся неэффективным государством – в демократию западного типа, идущую к вступлению в ЕС и НАТО. Он также обещал воссоединить Грузию с сепаратистскими областями, пользующимися поддержкой России, которых тогда насчитывалось три: Южной Осетией на севере и Абхазией и Аджарией на западе.
Эти отважные устремления сделали Саакашвили любимцем Запада. Но они же повлекли за собой его конфликт с Москвой и в особенности с тогдашним президентом Владимиром Путиным. Москва не просто была гарантом для сепаратистских областей Грузии – Путин, со своей стороны, твердо решил восстановить влияние России на ее соседей, бывшие республики СССР, и остановить расширение НАТО и ЕС на восток.
Есть много свидетельств того, что Саакашвили и Путин терпеть друг друга не могут. Саакашвили, долговязый эмоциональный здоровяк – полная противоположность Путина, коренастого, холодного как лед бывшего сотрудника КГБ. Западные дипломаты сетовали, что Саакашвили и его правительство часто провоцируют Россию.
"Послушайте, мы привели к власти в Грузии постсоветское поколение. В нашем кабинете есть министры, которым 25-27 лет – они даже не помнят Советского Союза, – говорит Саакашвили. – Должны ли они скрывать свои чувства? Неужели они должны отмалчиваться? Вот почему мы не испугались [российских] эмбарго и угроз. И как только мы покончим с этой ситуацией, не сомневаюсь, мы восстановим нашу экономику".
На счету Саакашвили есть ряд крупных достижений. На волне эйфории после "революции роз" он быстро разобрался с лидером Аджарии Асланом Абашидзе. Обошлось без кровопролития, и Абашидзе бежал в Москву. Саакашвили начал программу инвестиций в портовом городе Батуми в Аджарии, чтобы попытаться завоевать сердца сепаратистов на других территориях. В этих же целях он построил дискотеки в деревнях в окрестностях Цхинвали в Южной Осетии.
Перед лицом эндемической коррупции Саакашвили решил управиться с дорожными инспекторами, которых ненавидят в Грузии и на всей территории бывшего СССР за ежедневное вымогательство взяток у водителей – инспекторы произвольно приказывают автомобилям остановиться. Половину сотрудников дорожной инспекции – их общая численность составляла 30 тыс. человек – Саакашвили уволил, а другой половине поднял зарплату в 10 раз и велел им нести службу в патрульных автомобилях.
Этот решительный шаг характерен для Саакашвили. Президент ввел фиксированные налоговые ставки и начал принимать меры к сбору налогов. Он оказал давление на бизнесменов, которые нажились на коррупции прежнего режима – поставил их перед выбором: либо договоренность об уплате налогов за прошлые годы, либо тюрьма. Много лет Грузия страдала от дефицита электричества для освещения, но благодаря Саакашвили город Тбилиси засиял, точно кричаще-яркая рождественская елка.
Однако авторитарный и порой импульсивный стиль правления Саакашвили начал вызывать беспокойство. Саакашвили быстро навлек на себя недовольство Москвы, восхваляя Грузию как образец эффективной демократии и рыночной экономики на пространстве бывшего СССР. Он славословил Грузию как коридор для доставки природного газа и нефти из Азербайджана и Центральной Азии в Европу, бросая вызов российской монополии на транспортировку. Он открыл в Тбилиси музей советского гнета.
"Странное дело, – размышлял в то время Саакашвили, – Россия считает нас чем-то вроде авангарда во всемирном заговоре ЦРУ и западного мира против ее величия".
В 2004 году Саакашвили попытался организовать в Южной Осетии повторение своего успеха в Аджарии. После нескольких дней стычек грузинские войска отступили.
После этого Россия наложила на Грузию череду торговых эмбарго и подвергла ее другим карам, запретив продажу вин, минеральных вод и другой продукции. Всякий раз Саакашвили отмахивался от этих нападок и говорил, что они помогут укоренить грузинскую экономику на Западе.
Однако на прошлой неделе Россия сняла перчатки.
Утром в воскресенье Саакашвили сказал, что думает еще и о Финляндии. "Я прочел все книги о том, как Финляндия вела такую же войну в 1939 году", – сказал он. Финляндия много месяцев героически сопротивлялась намного превосходящим силам Красной армии и в итоге вынудила Иосифа Сталина заключить с ней соглашение
inopressa.ru/wsj/2008/08/11/11:43:41/champion