ОБОБЩЕНИЕ: Сценарные условия развития экономики РФ на 2006-08 гг. не предполагают удвоения ВВП
(C) Interfax 17:27 07.04.2005
РОССИЯ-ПРАВИТЕЛЬСТВО-ЭКОНОМИКА-ОБОБЩЕНИЕ
Москва. 7 апреля. ИНТЕРФАКС - Правительство РФ на заседании в четверг в целом одобрило сценарные условия развития экономики России на 2006-2008 годы, ни один из вариантов которых не предусматривает выход на такие темпы экономического роста, которые бы обеспечивали выполнение задачи по удвоению ВВП.
В то же время премьер-министр РФ Михаил Фрадков заявил, что "этот вопрос (удвоения ВВП - ИФ) с повестки дня не снимается". По его мнению, возможности для поиска путей ускорения экономического роста у
правительства имеются. По словам М.Фрадкова, в поиске путей ускорения экономического роста большая роль будет отводиться отраслевым министерствам и ведомствам.
Резерва роста за счет высоких цен на нефть практически нет
Глава Минэкономразвития Герман Греф, выступая на заседании правительства заявил, что эффект высоких нефтяных цен уже учтен в достаточной степени, и резерва роста за счет превышения их прогнозируемого уровня практически нет. "В этом году, в отличие от прошлых лет, при разработке сценарных условий и параметров прогноза мы изначально исходили из гипотезы о высоких нефтяных ценах, и особого резерва роста экономики за счет превышения прогнозного уровня цен (Минэкономразвития повысило прогноз цены на нефть на 2005 год с $28 за баррель, что заложено в бюджет на текущий год до $39) у нас, скорее всего, не будет", - сказал министр.
По его словам, высокие нефтяные цены дают нашей экономике дополнительные сверхдоходы и позволяют наращивать профицит бюджета и стабилизационный фонд.
С другой стороны, по словам министра, каждый добавочный доллар повышения цены нефти уже не дает такого вклада в рост экономики, как раньше. "Наши расчеты показывают, что резкое падение нефтяных цен, например, на $10, т.е. до уровня в $28-29 за баррель, приведет к снижению темпов роста экономики почти на 1,5 процентного пункта. Однако повышение нефтяных цен до $45-50 и выше само по себе практически ничего не добавляет к экономическому росту, но при этом заметно усиливает инфляционные риски и масштабы оттока капитала", - сказал министр.
"Таким образом, ускорение роста экономики только за счет нефтяного фактора невозможно. Высокие цены не позволяют нам отказаться от реформ и от политики структурных сдвигов в экономике", - резюмировал Г.Греф.
Преодоление тенденции замедления темпов роста.
Г.Греф отметил, что во второй половине прошлого года и в начале этого в России наметилась тенденция замедления экономического роста. Темпы роста ВВП с сезонной очисткой снизились с 0,7% в среднем за месяц в первом полугодии 2004 года до 0,5% во втором и 0,1-0,2% в начале нынешнего года. "Причем это замедление происходило на фоне роста мировых цен на нефть до рекордных отметок", - заметил он.
"Для нас это прежде всего показатель того, что механизм экономического роста начинает меняться, и развитие не может дальше опираться только на экспорт нефти и высокие мировые цены", - сказал министр. Г.Греф сообщил, что при разработке сценарных условий "мы ориентировались прежде всего на тот потенциал роста, который связан с активной государственной политикой и улучшением делового и
инвестиционного климата".
Основными направлениями госполитики, по его словам, являются "активная социальная политика" (решение задачи по удвоению доходов работников бюджетной сферы и пенсий к 2008 году), "а также целый комплекс мер, направленный на всемерное стимулирование формирования новых очагов роста и диверсификации экономики". По слова министра, этот комплекс мер включает: пакет инвестиционноориентированных налоговых новаций, дальнейшее развитие институциональных преобразований, направленных на облегчение доступа на рынки, снижение трансакционных издержек в целом, защиту конкуренции на рынках, включая местные и региональные, облегчение создания и регистрации новых бизнесов; увеличение государственных инвестиций в высокоэффективные проекты, обеспечивающие развитие экономики по инновационному пути.
"Мы считаем, что инвестициигосударства при правильном подходе будут не замещать частные инвестиции, а напротив, снизят риски для частного бизнеса, и будут способствовать повышению его склонности к инвестированию в России, а не за рубежом", - заявил министр.
Два варианта развития экономики.
В зависимости от того, как быстро и эффективно будет реализовываться эта активная государственная политика стимулирования внутренних факторов роста, Минэкономразвития разработало 2 варианта прогноза развития.
Первый вариант характеризуется инерционной динамикой развития: отсутствием существенных институциональных преобразований и отказом от реализации стратегий развития секторов экономики. При этом он предполагает заметное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры (цены на нефть снижаются в 2006-2008 годах до $28 за баррель). Темп роста ВВП по этому варианту в 2006-2008 годах - в среднем 4,3%-4,6% в год. "Даже при более высоких нефтяных ценах темпы роста не превысят 5-5,5%", - предупредил Г.Греф.
Второй вариант, по словам министра, является базовым и его можно рассматривать как "иновационноориентированный". "Вариант подразумевает
повышение конкурентоспособности российского бизнеса и реализацию системы реформ и стратегий развития ключевых секторов экономики с использованием механизма частно-государственного партнерства", - сказал Г.Греф. Цены на нефть в этом варианте приняты на уровне $39 за баррель в 2005 г., $34 - в 2006 г., $33 и $33,5 за баррель в последующие годы. В 2006 году рост ВВП оценивается в 5,9% и в 2007-2008 годах - около 6,1-6,2% в год.
Более динамичное развитие во втором базовом варианте, по словам Г.Грефа, достигается за счет реализации следующих условий и факторов: во-первых, более высокого вклада внешнегофактора; во-вторых, за счет роста инвестиционной активности частных инвесторов и притока иностранных инвестиций благодаря улучшению инвестиционного климата и развития инфраструктуры в стране;в-третьих, за счет реализации национальных стратегий развития и расширения участия государства в финансировании эффективных инфраструктурных проектов; в-четвертых, политики государства по росту доходов в бюджетной сфере: увеличения оплаты труда занятых в этой сфере, индексации жалования военным, роста пенсий и т.п., что обеспечивает прирост потребительского спроса населения.
Г.Греф также отметил, что одним из важных направлений, стимулирующих расширение инвестиционной деятельности и деловой активности, является осуществление реформ в налоговой сфере. По его словам, произойдет снижение налоговой нагрузки на производителей на основе введения в 2006-2007 гг. "комплекса инвестиционноориентированных налоговых новаций"
"Идти сейчас на болеемасштабное снижение налогов, например, за счет сокращения НДС до 13%, преждевременно. Хотя бизнес от этого выигрывает, потери бюджета приведут или к возникновению дефицита в размере 1,5-2% ВВП, или к отказу от финансирования нового социального пакета и увеличения инвестиционных расходов, а тем самым и к потере темпа и качества роста", - заявил он.
Инфляционные риски
Правительство повысило верхний уровень целевой инфляции на 2005 год до 10%. "Причина в том, что мы пересмотрели в сторону повышения оценки роста валютных резервов и денежного предложения, а также и более высокой, чем ранее ожидалась, оказалась плата за реформирование ЖКХ и транспорта", - пояснил Г.Греф. В первом квартале текущего года инфляция составила 5,3%, при этом рост регулируемых платных услуг населению - 20%, из них ЖКХ - 27%. "Тем не менее, при рекордных нефтяных ценах удержание инфляции на уровне около 10% в текущем году, с постепенным ее снижением до 4-5,5% к 2008 году, может считаться значительным успехом", -заявил министр.
Г.Греф отметил, что жесткая бюджетная политика профицитного бюджета последних лет, как и ограничение темпов роста денежного предложения Банком России, сыграли заметную роль в снижении темпов инфляции. "Однако чувствительность потребительских цен к темпам роста денежного предложения, а также к уровню цены отсечения в бюджет заметно понизилась за последнее время", - предупредил он. Тем не менее, по его словам, "несмотря на ожидаемый избыток предложения валюты и ликвидности, базовая инфляция может быть понижена с почти 11% в 2004 году до 8-8,6% в 2005 году, примерно до 7% в 2006, и в 2008 году может опуститься до уровня не выше 4-4,5%".
Министр также отметил, что основные инфляционные риски связаны не только с денежной сферой, но и с опережающим ростом доходов населения по сравнению с предложением товаров и услуг. "Это не означает, что мы должны бороться с инфляцией за счет населения. Но необходимо отдавать себе полный отчет в том, что активный социальный пакет, предусмотренный для реализации в 2006-2008 годах, значительно усложняет задачу снижения темпов роста цен, если он не будет поддержан активным ростом предложения товаров", - сказал он.
Кроме того, Г.Греф заявил, что "без завершения реформы ЖКХ и серьезного повышения его эффективности нельзя обеспечить быстрого снижения темпов инфляции".
Он также отметил, что сдерживанию инфляции служит и политика регулирования цен естественных монополистов. Вместе с тем, по словам министра, переоценка фондов "Газпрома" в 1,7 раза поставила под вопрос прибыльность поставок газа на внутренний рынок. Г.Греф отметил, что в перспективе, с учетом предложенных "Газпромом" мер по снижению издержек и повышению эффективности, следует вернуться к вопросу о предельно допустимом уровне повышения цен на газ.
Улучшение качества роста - переход от потребительскиориентированного к инвестиционноориентированному
Г.Греф заявил, что Минэкономразвития прогнозирует изменение характера экономического роста: если в 2004 году он стал потребительскиориентированным - розничная торговля росла быстрее инвестиций - то уже в 2005 году ожидается опережающий рост инвестиционного спроса. "Инвестиционное поведение бизнеса - явление довольно хрупкое. Доверие может поддержать только последовательность в проведении реформ по поддержанию высокого уровня конкуренции и экономической свободы, а также опережающее развитие всей инфраструктуры финансовых рынков и банковской системы", - отметил он.
МЭРТ прогнозирует, что доля инвестиций в ВВП повысится с 16,3% в 2004 году до 19-20% в 2008 году.
Наряду с изменением поведения российского бизнеса предполагается значительное увеличение прямых иностранных инвестиций. В инновационном сценарии их доля в ВВП повышается с 1,6% ВВП в настоящее время до 2-2,5%ВВП в 2008 году.
"Мы предполагаем, что присвоение России инвестиционного рейтинга всеми тремя рейтинговыми агентствами, а также ожидаемое вступление в ВТО, через 1,5-2 года приведут к масштабному притоку иностранных инвестиций, и с 2007 года Россия может из чистого экспортера превратиться в чистого импортера капитала", - сказал Г.Греф.
Более того, министр финансов Алексей Кудрин высказал на заседании правительства еще более оптимистичный прогноз: Минфин ожидает чистого притока капитала уже в следующем году.
Г.Греф также отметил, что существенный вклад в решение проблемы повышения темпов роста и диверсификации экономики вносит и предусмотренное во втором, инновационно-активном сценарии увеличение государственных капиталовложений с 3% ВВП в 2005 году до 3,7% ВВП к 2008 году. В первом, инерционном сценарии, они замораживаются на нынешнем уровне в 3% ВВП. "Мы предполагаем, что государственные капиталовложения будут идти в первую очередь на такие инфраструктурные и высокотехнологичные проекты, которые смогут дать значительный долгосрочный системный эффект", - сказал министр.
Результаты реализации сценариев
МЭРТ прогнозирует, что доля добывающих отраслей в совокупном выпуске промышленности снизится с 49% в 2004 году до 45-47% в 2008 году, доля обрабатывающих отраслей промышленности возрастет с 51% в 2004 году до 53-55%.
По словам Г.Грефа, прогнозируемые темпы роста промышленности в 5,5- 5,6% невозможно достичь без значительной перестройки структуры российского экспорта. Министр полагает, что к2008 году изменится и структура экспорта, где возрастет доля экспорта продукции с более высокой степенью переработки.
В МЭРТ отмечают, что динамичный рост экономики и реализация государством масштабного социального пакета обеспечат в 2005-2008 годах высокие темпы роста денежных доходов населения. В 2008 году по отношению к 2004 году денежные доходы населения в номинальном выражении возрастут по инерционному варианту примерно на 80%, а по основному варианту - более чем на 90%.
Бюджет останется профицитным
Г.Греф заявил, что Россия не может пока отказаться от профицитного бюджета, так как это угрожает значительным ускорением инфляции. "С другой стороны, наращивание профицита и сохранение низкой цены отсечения обрекает нас на темпы роста не выше 5,5-5,8% в год и фактическое замораживание реформ. Компромиссом между этими задачами является повышение цены отсечения до $27, что позволяет стабилизировать непроцентные расходы бюджета на уровне около 15% ВВП, а профицит снижается до 1,6%ВВП в 2006 году и до 1-1,2% в последующие годы", - сказал он.
Правительство в четверг поддержало предложение повысить цену отсечения нефти для зачисления в стабфонд с 2006 года с $20 до $27 за баррель.
При этом министр финансов РФ Алексей Кудрин попросил занести в протокол заседания правительства, что Минфин имеет другую точку зрения и предлагает повысить цену отсечения до $25 за баррель.
Доработка сценарных условий
В соответствии с утвержденной процедурой, сценарные условия на 2006-2008 годаеще будут дважды дорабатываться в течение года - к концу мая и в июле.