«Мы скорее покупатели, чем продавцы», — Юрий Припачкин, председатель совета директоров группы компаний «Акадо»
Группа «Акадо», известная прежде как «Ренова-медиа», не хочет покупать медийные активы — глава и совладелец холдинга Юрий Припачкин видит риски в производстве контента. Ему больше нравится сектор телекоммуникационных услуг
Анастасия Голицына
Ведомости
05.06.2008, №102 (2124)За полтора года возглавляемый Припачкиным холдинг «Ренова-медиа» купил шесть крупных провайдеров в Москве и Петербурге и добавил к уже имеющимся еще 163 000 абонентов платного ТВ и скоростного доступа в интернет. Исходя из оценок аналитиков стоимости одного абонента компания могла заплатить за эти приобретения порядка $98 млн. О дальнейших планах компании, которая весной переименовалась в «Акадо», Припачкин рассказал «Ведомостям».
Биография
Родился 12 октября 1960 г. В 1983 г. окончил МАИ по специальности «радиоинженер», потом два года работал на одной из кафедр МАИ. В 1985–1990 гг. служил в ракетных войсках
--------------------------------------------------------------------------------
1990
заместитель председателя биржевого комитета Московской товарной биржи
--------------------------------------------------------------------------------
1992
стал одним из основателей Московской телекоммуникационной корпорации «Комкор»
--------------------------------------------------------------------------------
2001
председатель совета директоров «Комкор-ТВ», глава Ассоциации кабельного телевидения России
--------------------------------------------------------------------------------
2006
президент группы компаний «Ренова-медиа» (РМ)
--------------------------------------------------------------------------------
2008
возглавил совет директоров ГК «Акадо» (бывшая РМ)
--------------------------------------------------------------------------------
ЗАО «Ренова-медиа»
Управляющий холдинг
Создано летом 2006 г.
Акционеры – группа «Ренова» Виктора Вексельберга (51%) и Юрий Припачкин (49%).
Выручка (2007 г., прогноз) – около $300 млн.
«Ренова-медиа» контролирует московского оператора широкополосного доступа и кабельного телевидения «Комкор-ТВ» (бренд «Акадо»), столичного интернет-провайдера «Комкор» и ряд других активов в Москве, которые весной этого года были интегрированы в «Комкор-ТВ» и все перешли под бренд «Акадо».
— Компании холдинга «Акадо» работают на нескольких сегментах столичного телекоммуникационного рынка: кабельное ТВ, интернет-доступ, местная телефонная связь. Как вы оцениваете долю «Акадо» в каждом из этих сегментов? Какие из этих услуг для вас основные, а какие — дополнительные?
— В области платного телевидения мы первые на самом крупном в России московском рынке. По широкополосному интернету — вторые. Телефонию мы рассматриваем как дополнительный сервис для абонентов, и наша доля в B2C, впрочем, как и доля любого другого альтернативного оператора, на фоне МГТС просто мала. В Москве сейчас практически 100%-ное проникновение по телефонии, в таких условиях продавать эту услугу непросто. Но если абоненту удобнее получить телефон от «Акадо», то мы имеем возможность и желание предоставить ему данную услугу. Мы активно развиваем эти сервисы. В «Комкор» (торговая марка «Акадо-телеком») у нас новый гендиректор — Денис Лобанов, который пришел из МГТС, он большой специалист в том числе в сфере телефонии.
— Владелец «Реновы» Виктор Вексельберг оценил «Ренова-медиа» в $1 млрд и заявил, что к 2009 г. стоимость холдинга должна удвоиться. Как вы намерены повышать капитализацию?
— Факторов роста капитализации много. Это и характеристики отрасли, и наше положение на рынке, и темпы нашего роста. Для оценки существуют сложные модели, но суть их сводится к одному — это способность компании к генерации будущих доходов. Конечно, наш основной капитал — это наши абоненты, и не просто абоненты, а лояльные абоненты. Та стоимость, о которой говорил Виктор Вексельберг, — это стоимость уже приобретенных активов, стоимость бизнеса на тот момент времени (осень 2007 г.).
— Недавно владелец группы «Нафта» Сулейман Керимов подписал договор о продаже холдинга «Национальные телекоммуникации» владельцам Национальной медиагруппы Юрия Ковальчука за $1,5 млрд. А вам предложений продать «Ренова-медиа» ни от кого не поступало? Готовы ли вы к продаже этого бизнеса в принципе?
— Нет, предложений не поступало. Правда, сейчас мы сами скорее покупатели, чем продавцы. Если же говорить о продаже части наших акций — да, мы изучаем возможность выхода на IPO. Но это, конечно, не продажа бизнеса. Цель IPO — привлечение инвестиций и приведение бизнес-процессов в соответствие с международными стандартами.
— Каковы финансовые показатели «Ренова-медиа» за 2007 г. — выручка, чистая прибыль? Много ли у компании обязательств, как привлекаются инвестиции в дочерние активы?
— Финансовые показатели мы раскроем после того, как будет закончен их аудит. В 2007 г. акционеры вкладывали собственные средства. Но помимо них «Акадо» привлекла кредит Сбербанка в размере 6 млрд руб. Основные инвестиции пошли на развитие сетей, а также на покупки компаний для «Акадо-столицы». Мы продолжаем политику приобретений, но стараемся вкладывать деньги разумно, покупая лишь то, что нам может пригодиться для наших основных бизнесов.
— Столичные власти оспорили права «Акадо» сначала на «Телеинформ», а затем на часть акций «Комкор». В каком состоянии оба разбирательства сейчас? Как вы оцениваете шансы «Акадо» выйти из споров победителем?
— На днях президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации постановил отменить решение и постановления, принятые при повторном рассмотрении дела, что признает легитимность решения годового общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала ОАО «Комкор».
В своих доводах президиуму ВАС мы настаивали на том, что выводы судов при повторном рассмотрении дела противоречат фактическим обстоятельствам и не соответствуют нормам российского законодательства, с чем он и согласился.
Что же касается «Телеинформ», то нам не известно о каком-либо судебном процессе или претензиях на наши права на владение данным активом.
— Планирует ли «Акадо» превращаться из московского оператора в общероссийского, приобретая активы в регионах? Какие из этих активов представляются вам наиболее интересными?
— «Акадо» превращается не только в общероссийского оператора, но и в компанию, у которой уже есть активы в ближайшем зарубежье. Определена стратегия нашего регионального развития, согласно которой в область наших приоритетных интересов попадает четыре региона: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Минск. Москва уже достаточно развита, а остальные регионы мы собираемся развить до московского уровня в течение ближайших двух лет. В Санкт-Петербурге и Екатеринбурге мы уже купили базовые площадки и сейчас заканчиваем бизнес-планирование и определяем, выгоднее нам там еще что-то купить или строиться с нуля. До конца полугодия мы закончим этот процесс. Кроме того, нас интересует Подмосковье, но мы поняли, что там выгоднее строить сеть самим, чем кого-то покупать. Строительство в Подмосковье входит в бизнес-план на 2008 г. Как только мы полностью завершим развитие сети в Москве, сразу начнем этот процесс в Подмосковье.
— Выкупив акции Moscow CableCom и став единственным владельцем «Комкор-ТВ», «Ренова-медиа» обещала со временем перевести все свои активы на единый бренд «Акадо». Как реализуется этот план?
— Сейчас процесс перехода на единый бренд в целом закончен. Это событие отразило значительные внутренние изменения в компании: укрепление «вертикали власти», а также интеграцию всех московских активов, работающих с частными клиентами, в одну компанию — «Акадо-столица». Бренд «Акадо», владельцем которого является управляющая компания, подразделяется на две составляющие: собственно «Акадо» — как торговая марка для работы с массовым потребителем и «Акадо-телеком» — для работы с корпоративным сектором. Этот принцип будет реализован во всех активах, в том числе региональных.
Мы не стали делать исключения для управляющей компании, переименовав ее в ЗАО «Акадо». Думаю, такой подход как нельзя лучше отражает наш приоритет в своем публичном позиционировании на сегодня — показать удобный для клиентов, эффективный, внятный бизнес с сильной командой менеджеров, четкими бизнес-задачами, привлекательный для инвесторов и прибыльный для акционеров.
— Какими будут в этом году затраты на запуск единого бренда?
— Если бы мы запускали принципиально новый бренд, то при существующей насыщенности рынка это потребовало бы весьма значительных затрат. Однако в нашем распоряжении есть бренд «Акадо» с потенциалом, достаточным для масштабов всей группы, а не только отдельной компании. Это позволило минимизировать усилия по продвижению имиджа, соединив его с продуктовой рекламой, и не тратить массу сил, продвигая новую «упаковку».
— Владельцы «Ренова-медиа» планируют в 2008-2009 гг. провести IPO компании. Для чего компании нужен выход на биржу? Какой пакет может быть предложен инвесторам, когда, на какой бирже может состояться размещение? Ведется ли сейчас подготовка к размещению?
— Акционеры компании рассматривают различные способы привлечения средств на рынках капитала. Одним из таких способов является IPO. Мы будем внимательно следить за рынком, чтобы сделать правильный и окончательный выбор. О большем сейчас говорить преждевременно.
— А финансовый кризис вас не смущает? Многие считают, что пока неудачное время для IPO.
— Нет, не смущает. В условиях финансовой нестабильности инвесторам важно вкладывать средства в надежные компании, а не оставаться с пачкой свободных денег.
— Как организовано управление холдингом и его активами? Как распределены полномочия между менеджерами управляющей и операционных компаний?
— ЗАО «Акадо» — управляющая компания, президент которой является операционным руководителем. На уровень управляющей компании выносятся все вопросы стратегического маркетинга, финансового управления, отчетности, закупок, IT. Все остальные подразделения являются «дочками» управляющей компании и действуют в рамках бюджетов, которые им утверждены. Есть совет директоров, который все это утверждает.
— Интересен ли «Акадо» медийный рынок? Не планирует ли компания покупать медийные, интернет-активы? Например, для развития портала «Акадо», который запущен в апреле.
— Медийные активы приобретать не планируем. Мы изучали этот рынок и выяснили, что существуют определенные риски при вложениях в производство контента.
Наша основная сфера деятельности — предоставление услуг связи в качестве оператора. Это наш основной бизнес — строить сети, которые дают другим возможность построить на этом свой собственный бизнес. Как сотовые операторы, которые не замыкают на себя весь бизнес, а дают возможность развиваться и другим бизнесам, связанным с сотовыми сетями. Оператор повышает средний счет на пользователя благодаря тому, что кто-то вкладывается в бизнес.
Портал «Акадо» необходим нам прежде всего для взаимодействия с абонентами. Кроме того, мы планируем развивать на его основе дополнительные услуги. То, что один оператор может сосредоточить у себя весь контент, включая его производство, — это иллюзия. Поэтому заниматься производством контента, интернетом и медиа как отдельным бизнесом мы не собираемся. Мы прошли некий путь — раньше мы допускали, что хотим покупать медийные активы и заниматься производством контента, но мы с этого пути сошли. Мы поняли, что нельзя объять необъятное.
Если же отойти в сторону от обсуждения медиа как части бизнеса, то могу сказать, что эта сфера остается для меня интересной, наверное, в силу того, что очень многое связывало и связывает с телевидением. Проект, который мы с партнерами реализуем в настоящее время, — съемки отечественного художественного фильма с рабочим названием «Псковская миссия». Фильм посвящен подвигу православных монахов во время Великой Отечественной — факты, мало известные широкой аудитории и по-новому проливающие свет на новейшую историю нашей страны. Съемки уже начались, режиссером выступил Владимир Хотиненко, с которым нас связывает еще один исторический фильм — «1612», вышедший на экраны в конце прошлого года.
— Ваш прогноз по развитию рынка кабельного телевидения в России?
— Этот рынок будет расти в среднем на 20-30% в год, а в отдельные годы возможны всплески в связи с приходом крупных инвестиций. Повсеместно будет переход на стандарты double play (две услуги в одном пакете. — «Ведомости») и triple play (три услуги в пакете. — «Ведомости»). Кроме того, продолжатся процессы консолидации. Будет расти технологическая конкуренция между ADSL и кабелем, а также будет расти производство контента для таких сетей, но не только за счет инвестиций самих операторов. С точки зрения телекомов это последний реально бурно растущий рынок
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/0...