100000 за смерть на допросе
Анастасия Корня; Ведомости 08:29 28.05.2008Следователи должны платить за свои ошибки, настаивает генпрокурор Юрий Чайка: они слишком дорого обходятся государству.
Число удовлетворенных судами исков россиян о возмещении вреда, причиненного в ходе незаконного уголовного преследования, растет. Они превращаются в серьезную финансовую проблему для государства, заявил вчера Чайка, выступая на коллегии в Генеральной прокуратуре. Масштаб проблемы оценил министр финансов Алексей Кудрин. По его данным в 2007 г. россияне вчинили государству 1212 исков о возмещении вреда, казна выплатила по ним 120 млн. рублей компенсации. И только в первом квартале этого года таких исков оказалось уже 545.
Причина убытков — многочисленные нарушения в ходе предварительного следствия, объяснил Чайка. Нередко уголовные дела возбуждаются «без достаточных на то оснований», «обвинение строится исключительно на показаниях свидетелей», отметил генпрокурор. Ответственности за ошибки следствия лежит в том числе и на прокурорах, признал Чайка: они должны надзирать за ходом расследования. Но одновременно Генпрокуратура предлагает взыскивать материальный ущерб со следователей в том случае, если впоследствии государству пришлось возмещать ущерб гражданам, незаконно привлекавшимся к уголовной ответственности.
Это нельзя делать прямо сейчас, уточняет заместитель генпрокурора Виктор Гринь: необходима некоторая корректировка законодательства. «На коллегии мы определили комплекс мер и будем его реализовывать», обещает он. В частности, рассказал Гринь, решено обратиться в Верховный суд с просьбой уточнить размер компенсации морального вреда, который следует присуждать за те или иные нарушения. Пока, по его словам, разброс в размерах компенсаций огромен.
Действительно, в России нет устоявшихся расценок — как, например, в США, где день за решеткой «стоит» $100, соглашается председатель казанского «Правозащитного центра» Игорь Шолохов. «У нас судья руководствуется “внутренним убеждением” и требованием Гражданского кодекса о “разумности и справедливости” компенсации. Но это очень субъективно», — говорит Шолохов: например центр добился компенсации в 1 млн. рублей для жителя Альметьевска Евгения Веденине, который был осужден за убийство и отсидел 3 года 9 месяцев до того, как настоящий убийца нашелся. По данным правозащитников, это самая крупная компенсация, которая присуждалась незаконно осужденному. А одну ночь, проведенную в отделении милиции, суд оценил в 7000 рублей, добавляет Шолохов.
Зато, отмечает руководитель правового отдела фонда «Общественный вердикт» Анна Герова, суды примерно одинаково оценивают жизнь пострадавших: около 100 000 рублей компенсации. Такую сумму получили родственники жителя читинской области Сергея Степанова, который скончался после допроса в милиции.
Статья написана корреспондентом газеты «Ведомости» специально для сайта vedomosti.ru
www.vedomosti.ru/newsline/index.shtml?2008/05/2...