Неравный брак и прочие напасти
"Субботний день" Андре Дерена — не самая парадная картина на выставке «В кругу семьи», которой положено быть парадной, поскольку приурочена она, конечно, к Году семьи, объявленному президентом. ГМИИ им. Пушкина в рамках фестиваля «Черешневый лес» показывает работы из собственных фондов и Третьяковки.
Семейные узы и домашний уют здесь начинают рассматривать со «Святого семейства с Иоанном Крестителем», написанного Аньоло Бронзино около 1540 года. Это если выстраивать работы по хронологии. А сюжетное начало, безусловно, следует искать в работе «Адам и Ева» Асмуса Якоба Карстенса (1754-1798). Затем голландцы Питер де Хох и Габриель Метсю демонстрируют размеренную обывательскую жизнь — залог стабильности и благополучия, но, как и положено в XVII веке, с небольшой ноткой тревоги. Никола Бернар Леписье, вдохновленный идеями Просвещения, пишет идиллический «Портрет семьи Леруа, слушающей чтение Библии» (1766). А на картине Жана Батиста Греза «Первая борозда» (1801) земледелец в присутствии всей семьи передает плуг сыну — получается прямая иллюстрация к словам Руссо про то, что первым и наиболее почтенным из всех искусств является земледелие.
Изредка идиллия перебивается рассказами о неравных браках и прочих напастях, как в серии гравюр Хогарта или у передвижника Максимова в работе «Злая свекровь» (1892). Начало же ХХ века выглядит апофеозом неуверенности: музей показывает «Семью странствующих комедиантов» Пикассо и вот эту работу Дерена, написанную в 1911-1914 годах. Дерен пишет мрачноватую по цвету картину, где царят отчуждение и чопорное провинциальное пуританство, хотя сюжет тот же, что и в просвещенном XVIII веке: семья за столом и Библия.
29 апреля — 1 июня, ГМИИ им. Пушкина, ул. Волхонка, 12, тел. 203 95 78
Игорь Чувилин
№ 16 (103) 25 апреля 2008
friday.vedomosti.ru/article.shtml?2008/04/25/12...