Агитация за фикцию
Мариинский театр показал премьеру балета «Стеклянное сердце». Сердце действительно оказалось из неорганического материала
Дмитрий Циликин
Для Ведомостей
18.03.2008, №48 (2070)Поставив эту премьеру на открытие VIII фестиваля балета «Мариинский», театр последовал правилу Шаляпина: «Хочешь кончить громче — начни тише». Сочинение хореографа Кирилла Симонова — точка столь низкая, что от нее можно двигаться только вверх.
Звездопад
Как всегда, фестиваль «Мариинский» собирает лучшее, что есть в балетном мире. В этом году приезжают солисты Ковент-Гарден Йохан Кобборг и Алина Кожокару, Роберто Болле из Ла Скала, Анхел Корейя (American Ballet Theatre), Сирил Пьер и Люсия Лакарра из Баварской оперы.
Балет поставлен на музыку Александра Цемлинского, основанием сценария, как сообщает программка, послужили Гофмансталь и «некоторые факты биографии Цемлинского, Густава и Альмы Малер». Биография эта сюжетно и впрямь лихо закручена: два композитора, гениальный и просто очень хороший (музыка Цемлинского привлекательна и дансантна), и роковая красавица меж ними. Однако у Симонова все это упрощено до вампуки с пощечинами, ударами коленом под дых, стрельбой из пистолетов и сексуального томления, которому Александр предается с куклой Альмы.
Но в конце концов содержание искусства хореографии не в либретто. И вот как раз с точки зрения хореографии г-ну Симонову удалось создать произведение по-своему выдающееся. На сцене были солисты. Они танцевали дуэты, а также втроем и впятером. И проделывали различные комбинации движений классического танца с вкраплением элементов, изобретенных во второй половине XX в. (в частности, заковыристых акробатических поддержек). Имелся и кордебалет. И он тоже танцевал — особенно во втором акте, почти целиком отданном под дивертисмент. Но ничего этого — удивительным образом! — не было.
«Стеклянное сердце» очень похоже на выборы. Вот кандидаты, вот избирком, агитация, плакаты, дебаты и т. д. — проводится массовое дорогостоящее трудоемкое мероприятие, будто бы процедура народного волеизъявления. А притом все, решительно все понимают, что это фикция. Так и тут: налицо положенные признаки балета, но они, как порождения океана Соляриса, сделаны из чего-то ненастоящего. Бывает, хореограф выражает свой изысканный и сложный внутренний мир. Бывает — глупый и пошлый. Но чтобы вообще никакого мира, чтобы говорение телами представляло собой оболочку абсолютной пустоты…
Впечатление от красивой, легкой, лаконичной сценографии Эмиля Капелюша несколько подпорчено тем, что этот прекрасный художник в который раз перепевает сам себя и всевозможные палки-бревна-рельсы-стержни в пустом пространстве уже висели у него не сосчитать в скольких спектаклях.
Молодые мариинские артисты вновь продемонстрировали выдающуюся способность самоотверженно и с отдачей исполнять всякую ерунду. Впрочем, эта ерунда может послужить в качестве угадайки, что откуда заимствовано: вот кончился Эйфман, пошел Матс Эк, это из Баланчина, это из «Баядерки», тут драмбалет, тут фигурное катание.
Далее в афише фестиваля следуют шесть «Лебединых озер» со своими и приглашенными солистами, премьера «Карнавала» Михаила Фокина — очередной реконструкции хореографа-реставратора Сергея Вихарева и гала-концерт. Фестиваль идет по нарастающей. Санкт-Петербург
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/0...