Кошмарный год
Американский кризис может перекинуться и на Азию. России, по экспертным оценкам, рецессия в США может стоить от 1 до 5 процентных пунктов роста ВВП
Василий Кашин
Ольга Кувшинова
Ведомости
23.01.2008, №11 (2033)Весь 2007 г. экономисты обсуждали постепенную отвязку мировой экономики от американской. По их прогнозам, азиатские экономики должны были компенсировать последствия спада в США. Но во время обвала азиатских рынков в понедельник никто уже не хотел слышать ни о какой отвязке, вздыхает Эдриэн Моват из J. P. Morgan Securities в Гонконге: «Кошмарный год, хотя на дворе только январь».
В начале января профессор университета Мэриленда Кармен Рэйнхарт и бывший главный экономист МВФ Кеннет Рогофф предположили, что предстоящий спад в США будет глубже, чем в 2001 г., и приблизится к пяти наиболее серьезным послевоенным кризисам в развитых странах. Последний из них -в Японии в 1992 г. — привел к 10-летней стагнации. А вот Роберт Гордон, член Национального бюро экономических исследований США, по-прежнему думает, что рост мировой экономики поддержит Америку.
Инвестбанки еще в начале и в середине января надеялись, что у спада в США будут ограниченные последствия. HSBC ожидал, что рост в развивающихся странах составит в 2008 г. 7% (7,3% — в 2007 г.), Citigroup — 6,9% (7,1%).
Американская рецессия 2001 г. обернулась для России снижением темпов роста на 5 процентных пунктов, или вдвое, напоминает руководитель Института экономики переходного периода Егор Гайдар (в 2000 г. рост — 10%, в 2001 г. — 5,1%). Помощи со стороны Китая ждать не стоит, считает он: его экономика перегрета, приоритет для правительства — борьба с инфляцией, а ужесточение кредитно-денежной политики приведет к замедлению роста. В начале января замминистра финансов КНР Ли Юн заявил, что возможности для повышения ставок исчерпаны.
Россия особенно чувствительна к замедлению мировой экономики, так как около 80% ее экспорта — сырье, отмечает Гайдар: ухудшение платежного баланса России из-за снижения цен вряд ли компенсируется притоком капитала — дешевое сырье отпугнет инвесторов.
Профессор Гарвардского университета Олег Цывинский считает ссылки Гайдара на 2001 г. безосновательными: тогда Россия была слабее интегрирована в мировую экономику и замедление ее роста едва ли было связано лишь с внешними факторами.
Сейчас Россия больше зависит от внешнего мира, зато у нее есть стабфонд, значительные резервы, профицит бюджета и торгового баланса, а потому ее положение гораздо более устойчиво, чем в 2001 г., уверен и Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank. Высокие налоги на нефтяной сектор снижают зависимость ВВП от нефтяных цен, говорит он: дополнительно изымаемая прибыль замыкается в стабфонд.
По мнению Цывинского, краткосрочная рецессия в США может вообще не повлиять на динамику нефтяных цен. Если же она продлится один-два года, то замедление мировой экономики обойдется России в 1-2 процентных пункта роста ВВП. По оценкам Лисоволика, даже если мировой рост снизится на 2,5 процентного пункта, как это было в 2001 г., рост ВВП России будет выше 5%.
После снижения ФРС ставки на 0,75% (см. статью на стр. А1) министр финансов США Генри Полсон обратился к конгрессу с призывом скорее принять предложенный администрацией пакет мер по поддержке экономики — по налоговым льготам до $150 млрд. Но его представитель Дана Перино вчера уверяла, что рецессия не прогнозируется — имеет место замедление.
Использованы данные FT, WSJ
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/0...