Тест на выживаемость
Четверть века назад Питер Фицжеральд ради собственной лаборатории пожертвовал возможностью начать семейную жизнь.
Джон Мюррей Браун
14.01.2008, №4 (2026)Питер Фицжеральд, младший научный сотрудник биохимической лаборатории Королевского университета в Белфасте, в 1983 г. собирался было обзавестись домом и семьей. Но потом решил потратить все свои сбережения на оборудование для небольшой лаборатории. Сейчас его детище — одна из самых перспективных компаний Северной Ирландии А создать семью Фицжеральду удалось лишь через 16 лет.
Такое самопожертвование ради бизнеса выглядит несколько эксцентрично. Но Фицжеральд убежден, что вера в себя является отличительным признаком предпринимателя. В течение первых 10 лет Фицжеральд не получал нормальной зарплаты: «Я платил себе столько, сколько было необходимо, чтобы выжить. Все, что зарабатывали, мы вкладывали в бизнес».
Единственным источником финансовой помощи, к которому мог прибегнуть Фицжеральд, были банк Ольстера, предоставивший ему ничем не обеспеченный кредит в размере £30 000, и родители. «Первые несколько лет приходилось очень тяжело. Нам случалось бывать на грани банкротства. Но нужно верить, что ты можешь выкрутиться, и продолжать продавать», — утверждает Фицжеральд.
Randox полностью контролируется семьей Фицжеральда. Ему самому принадлежит 98% акций. Еще 2% — его родителям. Но Фицжеральду не нравится, когда его бизнес называют семейной компанией. «Мы частная компания», — говорит он. Семейными предприятиями руководят только члены семьи. В случае Randox это не так, утверждает Фицжеральд. В совет директоров компании входят члены семьи, но лабораторией руководит не совет, а правление. Оно состоит из топ-менеджеров, отвечающих за ключевые направления деятельности компании: юридические вопросы, маркетинг, производство. Фицжеральд уверен, что у менеджеров достаточно мотивации, несмотря на то что никто из них не владеет акциями компании.
«Мы никогда не испытывали необходимости предлагать им акции. Нужно правильно обращаться с людьми и донести до них, чего ты хочешь добиться», — говорит он. Но сохранение контроля над компанией требует тонкой балансировки, уточняет он. «Чем больше продуктов мы разрабатываем, тем больше у нас шансов. Но в отделе продаж у нас работает 120 человек, есть риск, что они не смогут продать все, что мы произведем», — считает Фицжеральд.
Сейчас Фицжеральд рассматривает возможность сотрудничества с партнерами по разработке ряда продуктов. Но это не означает, что он готов отказаться от контроля. «В мире становится все меньше производителей качественной диагностической продукции, и во многом мы создаем культуру производства. На это нужно время. Это не текстильная промышленность, а высокие технологии. Здесь требуется дисциплина. Нам никогда не приходило в голову привлечь подрядчиков», — говорит он.
FT, 8.01.2008, Ирина Окунькова
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/0...