К старту готов
Европейцы построили новый беспилотный космический корабль «Жюль Верн», чтобы возить на МКС грузы и забирать оттуда мусор Европейцы построили новый беспилотный космический корабль «Жюль Верн», чтобы возить на МКС грузы и забирать оттуда мусор
Европейское космическое агентство (ЕКА) объявило о готовности запустить новый беспилотный транспортный космический корабль «Жюль Верн». Это первый полностью самостоятельный опыт ЕКА в области пилотируемой космонавтики. Ранее европейские модули МКС доставлялись на орбиту американскими шаттлами.
Хотя сам корабль беспилотный, он тем не менее соответствует всем жестким требованиями безопасности пилотируемой космонавтики. Ведь на орбите ему предстоит войти в единый комплекс МКС, и в нем будет работать экипаж. В середине декабря была завершена загрузка корабля, проведена его тщательная дезинфекция и закрыт люк. После этого герметичный грузовой отсек соединили с двигательным модулем, и сейчас корабль готов к старту, который запланирован на февраль будущего года с космодрома Куру в Гвиане. Вывести в космос 20-тонный космический корабль должна тяжелая ракета-носитель «Ариан-5».
«В отличие от российского “Прогресса”, который создавался на базе пилотируемого “Союза”, “Жюль Верн” изначально проектировался как грузовой корабль, — пояснил “Пятнице” Игорь Афанасьев, эксперт по пилотируемым полетам журнала “Новости космонавтики”. — То есть это не контейнер, встроенный в корабль, а наоборот, большой герметичный объем для грузов, вокруг которого строится весь корабль. Внутри него расположены стандартные стойки с оборудованием».
Европейцы построили новый беспилотный космический корабль «Жюль Верн», чтобы возить на МКС грузы и забирать оттуда мусор
Из общей стартовой массы корабля около половины приходится на сам космический аппарат, еще 2,5 тонны — на необходимое ему топливо, а полезная нагрузка может составлять 7,6 тонны — втрое больше, чем у «Прогресса». Их них до 5,5 тонны груза располагается в герметичной кабине, остальное — запасы воды, воздуха и топлива — размещается вокруг нее. При необходимости вместо груза можно взять больше топлива, которое постоянно расходуется для маневров и поднятия орбиты МКС. Внутренний объем корабля — 48 кубометров, это позволяет размещать там крупногабаритные грузы или даже оборудовать целую лабораторию, которая сможет до полугода работать на орбите (таков полетный ресурс корабля).
Новый корабль также будет использоваться для вывоза с МКС мусора и отходов, но в отличие от «Прогресса-M» он не сможет возвращать грузы на Землю. Вообще возврат с орбиты является самой сложной задачей в космонавтике. «Прогрессы» могут оборудоваться баллистической капсулой «Радуга», способной нести до 150 кг груза. Аналогичный проект разрабатывался и для «Жюль Верна», однако он был свернут, когда ЕКА вслед за НАСА приняло решение о выходе в перспективе из работ по МКС. В результате проект транспортного корабля, который разрабатывался более десяти лет специально для обслуживания МКС, оказался в некотором тупике.
«К этому надо относиться спокойно, — комментирует Игорь Афанасьев. — За оставшиеся годы будет совершено несколько полетов автоматических кораблей. На них европейцы получат навыки в отработке подобных систем, а затем, возможно, в сотрудничестве с Россией смогут заняться собственным пилотируемым кораблем».
Александр Сергеев
Для Пятницы
№ 50 (87) 28 декабря 2007
friday.vedomosti.ru/article.shtml?2007/12/28/11...