Лидер, но не вождь
Несмотря на заоблачный рейтинг президента, видеть его национальным лидером готовы далеко не все граждане. Одни не разобрались с новым понятием, другие опасаются культа личности
Анна Николаева
Ведомости
05.12.2007, №230 (2004)Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и «Левада-центр» спросили россиян, как они относятся к тому, чтобы провозгласить Путина национальным лидером. По данным «Левада-центра», полностью одобряют такую идею только 17% россиян, не одобряют — 30%. Последние считают, что дело пахнет культом личности. 27% россиян готовы видеть Путина национальным лидером, но только если этот статус будет одобрен всенародным голосованием или оформлен с четко определенными полномочиями в Конституции. Правда, слышали о планах провозглашения Путина национальным лидером только 39% респондентов, 60% об этом ничего не знают. Опрос проводился 23-26 ноября в 46 регионах среди 1600 человек. При этом 84% опрошенных «Левада-центром» в ноябре одобряют работу Путина.
Свойства лидера
24%
россиян, по данным ВЦИОМ, считают, что национальный лидер должен быть честным, порядочным и бескорыстным
--------------------------------------------------------------------------------
13%
хотят видеть лидера умным, здравомыслящим и мудрым
--------------------------------------------------------------------------------
8%
главными лидерскими качествами называют силу, стойкость и твердость
У ВЦИОМ, проводившего опрос с той же выборкой, но 9-10 ноября, другие данные. Вопросы, правда, формулировались иначе. Нужен ли стране национальный лидер, и нравится ли такой вариант: в марте будет избран новый президент, а Путин сохранит влияние в качестве национального лидера? Безусловно или скорее поддерживают идею национального лидера 60% россиян, а не согласны — только 19%. На второй вопрос положительно ответили 55% граждан, отрицательно — 22%. При этом 52% опрошенных не смогли сформулировать, что именно означает понятие «национальный лидер».
Идея наделения Путина статусом национального лидера получила широкое распространение в последние месяцы с подачи движения сторонников президента, объединившихся в движение «За Путина», и партии «Единая Россия». В ноябре координатор партии по национальной политике Абдул-Хаким Султыгов предложил после президентских выборов в марте принять пакт гражданского единства, который оформит институт национального лидера: он будет осуществлять гражданский и политический контроль за законодательной и исполнительной властью через парламентское большинство. Но некоторые партбоссы от слов Султыгова отмежевались.
Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров отмечает, что понятие «национальный лидер» очень молодое и обсуждается преимущественно в кругу элит, к тому же исторических аналогов такого статуса нет. Поэтому респондентам сложно оценивать идею. Настороженное отношение к ней Федоров связывает также с настроениями интеллигенции, которая априори воспринимает власть негативно.
Алексей Гражданкин, замгендиректора «Левада-центра», в нежелании узаконить новый статус Путина видит становление демократической культуры россиян. Признаки реставрации советских традиций вызывают раздражение, отмечает социолог
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/1...