Стоило ли мэру Москвы так сильно экономить на снегоуборочной техникеСнежные заносы на московских дорогах — прекрасный повод освежить в памяти пару плоских шуток об особенностях российской экономики. Зима опять пришла внезапно для сельского хозяйства. Да и для городского тоже. Или еще: знаете ли вы, что у России две беды? Так вот, одна из них никак не может очистить от снега другую…
Сложнее осознать, что столичное хозяйство на сей раз подготовилось к зиме не так уж плохо. Юрий Лужков прилюдно обещал, что отключений электричества в этот холодный сезон не случится ни в жилищах, ни на предприятиях, за исключением коммерческих палаток. Пока мэр слово держит. А на битву со снегом в первую же ночь после обрушившейся на столицу стихии вышло 4500 машин, оснащенных оранжевыми проблесковыми маячками — «Кин-дза-дза», да и только, глаз радуется. Но вот психологически осознать величие свершений мэра сложно: слова о тысячах единиц техники на хлеб не намажешь, а то, что снег убран из рук вон плохо, каждый видел воочию.
Все же мэрия заслуживает снисхождения. Нет ведь принципиальных проблем купить и еще 4500 единиц навесного снегоуборочного оборудования на муниципальные «ЗИЛы» — вы ж понимаете, как ждут добро на проведение соответствующего тендера чиновники, ответственные за закупки для городских нужд. Но вот не делается этого. Почему? Сдается, просто из соображений экономической целесообразности — все это пресловутое оборудование, которое приносит пользу месяца три в году, а в остальное время лежит мертвым грузом, ничего, кроме ненависти, у рачительного хозяина вызвать не может. А в том, что Лужков — хозяин крепкий, сомнений, полагаю, нет. Постперестроечный мэр Гавриил Попов подтвердит: сам он вообще не знал в свое время, где взять растительное масло для города. А поручил Лужкову, так тот сразу кому нужно позвонил, на кого нужно накричал — и вот оно, масло.
В случае с экономией на снегоуборочных механизмах Лужков — видимо, интуитивно — повел себя так же, как имеющие высшее бизнес-образование маркетологи сотовых компаний «большой тройки». Помните, как в прошлый Новый год в Москве «лежали» все три сети? В этот Новый год будет то же самое. Просто держать лишнюю пропускную способность, которая нужна всего пару дней в году, невыгодно. Клиент день-другой страдает — но не ставить же себя из-за него на грань банкротства. Однако расходы бюджета и издержки коммерческой компании — две большие разницы. Если цель сотовиков — извлечение прибыли, то городской голова должен прежде всего заботиться о комфорте горожан, и в этом смысле закупку дополнительной техники, которая с марта по ноябрь никому не нужна, он вполне мог бы одобрить. Но повел себя как коммерсант.
Подмена критериев вообще штука опасная. А в наше время, когда бизнес сливается с властью, в особенности. Не будет толку, если руководить коммерческими структурами станут люди, нацеленные не на прибыль, а на «социальную ответственность» или «интересы государства». Для их защиты есть другие институты. Хорошо, что выпускники Высшей школы КГБ более способны к ведению бизнеса, чем рядовые граждане (см. статью «Высшая школа бизнеса», с. 64). Однако лучше бы все-таки они занимались тем, чему долго учились. Обычного гражданина переиграть в бизнесе они могут. Но на мировом рынке против магистров делового администрирования у них нет никаких шансов.
Александр Малютин
44 (85) 19 ноября 2007
www.smoney.ru/article.shtml?2007/11/19/4375