Фермеры на пути к мировому влиянию
Секрет того, как стать мировым лидером по производству мяса, замороженных и законсервированных овощей, «Ведомостям» раскрыл президент кооператива CECAB Group Алан Морис
Анастасия Любарская
Ведомости
15.11.2007, №216 (1990)Глобализация порой творит удивительные вещи. Кооператив CECAB, созданный фермерами из патриархального французского региона Бретань, за четыре десятилетия превратился в одного из крупнейших производителей и переработчиков сельхозпродукции в Европе. Заняв лидирующие позиции в Западной Европе, в начале XXI в. французы двинулись на Восток. В 2006 г. был куплен венгерский холдинг Globus, а летом этого года введен в действие российский завод в Краснодарском крае.
Биография
Родился в 1946 г. во Франции.
Закончил Agricultural Sсhool of Morbihan (Высшую сельскохозяйственную школу Морбиана)
--------------------------------------------------------------------------------
2001
избран президентом французского Национального экономического комитета по промышленной переработке овощей
--------------------------------------------------------------------------------
2007
вступил в должность президента французского сельскохозяйственного кооператива CECAB
--------------------------------------------------------------------------------
«Мы хотим, чтобы наша доля в общем объеме продаж овощной консервации в России была 25%»
--------------------------------------------------------------------------------
8000
фермеров являются участниками кооператива CECAB. Они работают в разных европейских странах: Франции, Испании, Венгрии, Польше
--------------------------------------------------------------------------------
CECAB GROUP
сельхозкооператив
ОБОРОТ – 1,3 млрд евро (2006 г.).
ПРОИЗВОДСТВО – 485 000 т консервированных и 137 000 т замороженных овощей (2006 г.).
Группа владеет 28 заводами во Франции, Испании, Венгрии и Польше.
— Вы являетесь президентом французского Национального экономического комитета по промышленной переработке овощей. Почему в этом году приняли предложение возглавить CECAB Group?
— Комитет объединяет 21 производителя и переработчика овощей во Франции, в том числе Bonduelle, CECAB, Coopagri Bretagne. Этот пост я занимаю уже семь лет, в июне 2008 г. должен покинуть его, поэтому и принял предложение CECAB.
— CECAB — это кооператив. Верно ли, что прибыль от деятельности кооператива не распределяется между его участниками?
— Наш кооператив — это собрание 8000 производителей, управляет им совет директоров, который я возглавляю. Когда кооператив приносит прибыль, часть идет на развитие, часть распределяется между пайщиками. Но наш основной принцип — «главное — это развитие». Например, в 2006 г. общий объем инвестиций CECAB Group в развитие составил 45,6 млн евро.
— Почему группа приняла решение строить завод в России?
— Мы убеждены, что рынок в России будет развиваться еще на протяжении 10 следующих лет. Собственный завод позволит нам снизить транспортные и таможенные издержки, а также оптимизировать логистику поставок.
— Почему остановились на городе Тимашевске?
— Особенность нашего производства в том, что мы должны в течение очень короткого периода произвести столько продукции, чтобы потом продавать ее весь год. Для зеленого горошка это 6-7 недель, для кукурузы — 15-20 недель. При выборе площадки мы рассматривали несколько территорий: Ростовскую область, Ставропольский край и Краснодарский край. Самым главным было подобрать под производство такое место, которое по климатическим условиям и качеству почвы соответствовало бы требованиям выращивания овощей для консервирования. Остановились на Тимашевске.
— В Западной Европе марка d'Aucy — прямой и сильный конкурент Bonduelle. В России d'Aucy — один из аутсайдеров. В чем причина?
— Разница объясняется просто. Bonduelle специализируется на индустрии овощей, они уже давно начали открывать рынок Восточной Европы. А мы были заняты развитием других направлений группы CECAB. В 2001 г. CECAB начал процесс интернационализации, сейчас мы присутствуем в Польше, Венгрии, России и уже составляем конкуренцию Bonduelle.
— Какова сейчас доля вашей продукции на российском рынке и каковы ваши планы по ее увеличению?
— Сейчас наша доля в общем объеме продаж овощной консервации в России — 10-12%. Мы хотим довести ее до 25-26%. Россия — это рынок с большим потенциалом, сейчас общий объем потребления консервированной продукции в вашей стране — 800 000 т в год.
— Сезон-2007 уже на 99% завершен, каковы результаты работы кубанского завода?
— «Кубанские консервы» произвели около 20 млн банок горошка и кукурузы — это первая партия. Мы рассчитываем, что за 2007-2008 гг. 40% наших продаж в России будут обеспечены за счет мощностей этого производства.
— Когда завод выйдет на проектную мощность?
— Через год после запуска. Расчетный срок окупаемости проекта — 5 лет.
— Как решаете вопрос с сырьем?
— Сейчас мы решили производить овощи на своей земле — это 6000 га. Примерно через пару лет мы планируем работать и с местными фермерами по поставкам зеленого горошка, в дальнейшем и по кукурузе. Будем обращаться к передовым хозяйствам, которые смогут выращивать овощи того качества, которое нам нужно.
— Как построена система дистрибуции CECAB в России?
— Изначально в России было создано две компании — «КЖК Восток» (занималась импортом консервов под маркой d'Aucy) и «Глобус Русс» (импорт продукции Globus). Сейчас мы их объединяем, будет один офис с единой системой дистрибуции. Мы начинаем активную политику продвижения нашей продукции в сети, трейд-маркетинг и развитие в регионах. Продукцию d'Aucy будем позиционировать в премиум-сегменте, Globus — в массовом.
— В 2006 г. CECAB приобрел убыточный венгерский холдинг Globus. Зачем?
— В 2001 г. CECAB начал работать над проектом в России. У нас было два пути: либо дорого купить группу, которая много зарабатывает, либо компанию с экономическими трудностями, но по приемлемым ценам. Покупая Globus, мы сделали серьезный шаг в область производства кукурузы, замороженных овощей и получили известную торговую марку. Эта покупка позволила войти, перепозиционироваться на рынке свежезамороженных овощей и занять четвертое место на европейском рынке. В 2006 г. мы начали реструктуризацию и реорганизацию группы: работали над консервным заводом в Дебречене, параллельно занимались заводами в Бекешчабе и Надькёрёше (производство замороженных овощей). В 2008 г. будем заниматься готовыми блюдами и заводом в Будапеште. Эта консолидация — лишь половина пути, которую нужно пройти, чтобы Globus стал рентабельным. Однако уже в 2009 г. мы рассчитываем получить сбалансированный результат по всей группе Globus.
— В чем заключается суть только созданного альянса между CECAB, Prestor и Gad и каких результатов от его деятельности вы ожидаете?
— Наша логика такова: на рынке, где мы присутствуем, мы должны иметь такой экономический вес, чтобы влиять на него. По направлению консервации и заморозки у нас уже есть международное влияние. По свинине сегодня мы имеем только региональное влияние — на западе Франции. Наша задача — национальное влияние как минимум, а потом мировое. Наши партнеры Prestor и Gad разделяют это мнение. Ежегодно альянс позволит выращивать 2,2 млн свиней, производить 368 000 т свинины, оборот по этому направлению составит 725 млн евро. Мы открыты для других участников рынка, готовых вступить в наш альянс, — как для французских, так и для испанских, немецких, датских и т. д. Тимашевск
--------------------------------------------------------------------------------
CECAB сегодня:
Второй по величине производитель консервированных и замороженных овощей во Франции.
Крупнейший во Франции поставщик яиц и сала.
Входит в число европейских компаний — лидеров по убою свинины.
СЕСАВ первым в Европе придумал производить и продавать замороженные омлеты.
Самая популярная во Франции марка консервированных овощей d'Aucy принадлежит CECAB. Она же — одна из самых популярных во всех европейских странах.
--------------------------------------------------------------------------------
Овощи. Цифры и факты
153 300 тонн составил объем российского рынка замороженных овощей и фруктов в 2006 г.
Самые популярные в России производители замороженных овощей — Hortex, Hortino, Bonduelle, Ardo, Frosta.
75-90% замороженных
овощей, продаваемых в России, импортируется. Около 70% таких овощей ввозятся из Польши.
--------------------------------------------------------------------------------
Главный конкурент CECAB
Французская компания Bonduelle — крупнейший производитель консервированных овощей в Европе с долей рынка в 30%. В сегменте замороженной продукции компания занимает второе место (11% рынка). Выручка Bonduelle в 2005/2006 г. составила 1,2 млрд евро. Продажи консервов обеспечивают около 48% выручки Bonduelle, замороженные овощи — 23% выручки.
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/1...