Комната бесстрашия
В российский прокат выходит фильм ирландца Нила Джордана «Отважная»: Джоди Фостер перестала бояться и превратилась в опасного хищника В российский прокат выходит фильм ирландца Нила Джордана «Отважная»: Джоди Фостер перестала бояться и превратилась в опасного хищника
Героиня «Отважной», радиоведущая Эрика Бэйн, — вполне счастливая жительница Нью-Йорка, блондинка средних лет. Однажды вечером, выгуливая собаку в компании бойфренда, она натыкается в темной подворотне на нескольких мерзавцев, которые забавы ради избивают ее до полусмерти. А возлюбленного до смерти. Выйдя из больницы после трехнедельного обморока, героиня никак не может прийти в себя. Ей страшно жить: она начинает курить, допускает минутные паузы в прямом эфире… Однажды героиня заходит в полицейский участок, чтобы узнать о перспективах расследования, но после очередного вежливого «ждите ответа», ломается. Идет в оружейный магазин, а узнав, что разрешения на покупку пистолета надо ждать еще месяц, покупает пушку с рук. Еще лучше: ствол незарегистрированный, незасвеченный. Пали сколько хочешь. Сначала в отморозка, убившего на глазах Эрики свою жену в пустом ночном магазинчике. Потом в двух хулиганов, только что отобравших прямо в вагоне метро у безобидного студента iPod с записями Radiohead. Страху конец. Она расквитается сполна за загубленную жизнь, а со стороны будет комментировать собственные подвиги в прямом эфире. Такой вот «Нью-Йорк FM».
Женские «симфонии мести» кинематограф особенно полюбил именно в последние годы: стоит вспомнить хотя бы «Догвилль» и «Убить Билла». Джоди Фостер без труда станет третьей в ряд c Николь Кидман и Умой Турман. Все три — светловолосые девушки уже не первой юности, но в самом расцвете. Вроде бы мягкие, а на деле выходит, что жестче не бывает. Фостер и вовсе считается идеальной героиней триллеров. И правда, дама рисковая: снимается аж с двух лет, в 13 сыграла роль проститутки-малолетки в «Таксисте», до тридцати уже получила два «Оскара», причем один из них за самый жуткий триллер десятилетия «Молчание ягнят». К работе в жанровом кино относится серьезно — отказалась от поста президента жюри Каннского фестиваля в 2001-м ради съемок в «Комнате страха» Дэвида Финчера.
Впрочем, и «Комнату страха», и «Отважную» можно лишь с оговорками назвать жанровыми картинами. Постановщик нового фильма с Фостер Нил Джордан всю жизнь балансирует между коммерческим и авторским кино, причем на второй ниве преуспел больше («Золотой лев» в Венеции за фильм «Майкл Коллинз» тому подтверждение). В «Отважной» содержится серьезное высказывание, которое помещает и эту картину на нейтральную территорию между «кино для умных» и попкорновой продукцией. По сути, это фильм об истоках и результатах насилия, разлитого в американском (и любом другом «цивилизованном») обществе повсюду — в границах семьи и во дворе твоего дома, во властных структурах и в полиции, в ресторанах, магазинах и на общественном транспорте. На улице и дома.
По сути, это кино об истоках и результатах насилия, разлитого в американском и любом другом «цивилизованном» обществе повсюду
--------------------------------------------------------------------------------
Говоришь, индустрия страха поддерживается искусственно, чтобы люди затоваривались «стволами»? Так посмотри, что творят с безоружными. Пролетарии всех стран, вооружайтесь. То же относится к интеллигенции и буржуазии. Любопытно, что высказался на эту тему не коренной американец, а уроженец Ирландии — страны, где знают толк в насилии. Это нормально: американцы сражаются за мир, а трезвые иноземцы — Джордан, тот же Дэвид Кроненберг с «Оправданной жестокостью» — наблюдают за ними со стороны. Джордану, кстати, в наблюдениях помог гениальный оператор — француз Филипп Руссело: мир, плывущий в кровавой дымке одурманенного сознания, дается ему хорошо, а снимать Джоди Фостер он научился еще в «Соммерсби».
Возвращаясь к актрисе (для большинства «Отважная» все же будет фильмом с Джоди Фостер, а не картиной Нила Джордана), порадуемся за нее: после ряда напуганных героинь — «Молчание ягнят», «Комната страха», «Иллюзия полета» и т. д. — она сыграла героиню бесстрашную; из жертвы, каковой предстала еще в «Таксисте», перешла в разряд хищников. Тем интереснее будет увидеть ее следующий фильм — там она и актриса, и режиссер.
С 11 октября, «5 звезд», «Алмаз», «Пушкинский»
Автор — обозреватель газеты «Московские новости»
Антон Долин
Для Пятницы
friday.vedomosti.ru/article.shtml?2007/10/05/10...