Боливар может обвалиться
Василий Кашин
Алексей Никольский
Ведомости
28.08.2007, №160 (1934)На фоне роста цен на нефть крупнейший ее экспортер в Латинской Америке — Венесуэла сталкивается с всплеском инфляции и расцветом черного валютного рынка. Причины — попытки правительства директивно регулировать цены на социально значимые товары и быстрый рост соцрасходов.
Дорогая нефть помогла Венесуэле расти быстрее всех в регионе — в среднем на 12,6% начиная с 2004 г. Безработица впервые за последние 10 лет опустилась ниже 10%.
Однако местная валюта, боливар, официально зафиксированная на уровне 2150 за $1, стоит на черном рынке более чем вдвое дешевле — 4800 за $1. Инфляция в годовом выражении, по правительственным оценкам, составляет 19%, а в реальности, по мнению опрошенных WSJ экономистов, — почти 25%.
Президент Венесуэлы Уго Чавес пришел к власти в конце 1990-х гг. под лозунгом использования нефтяных богатств на благо народа. Начиная с 2003 г. правительство более чем удвоило расходы на бесплатное медобеспечение, зарплаты бюджетникам, субсидирование бензина, ряд других услуг. Последовавшее увеличение спроса и рост цен на потребительские товары и услуги заставил правительство установить твердые цены на мясо, сахар, яйца, молоко. Результат — продуктовый дефицит и расцвет черного рынка.
Количество боливаров в обращении с 2004 г. увеличилось вчетверо. Министр финансов Родриго Кабезас говорит, что правительство намерено сохранить нынешний курс боливара по крайней мере до конца 2009 г. Для связывания лишних денег в июле правительство потребовало от банков увеличить проценты по вкладам, заявило о намерении ограничить расходы бюджета.
Но население все больше боится грядущей девальвации боливара. Состоятельные венесуэльцы стремятся как можно быстрее вкладывать средства в предметы длительного пользования или покупают доллары. В Каракасе бум потребительского кредитования, в автосалонах за новыми машинами выстраиваются трехмесячные очереди. Правительство Чавеса ввело жесткие ограничения на зарубежные денежные переводы и покупку долларов населением.
Поддержать боливар чиновники пытались продажей номинированных в долларах гособлигаций. Но поскольку официальный и реальный курс различны, это привело к обратному результату. Чиновники продавали облигации напрямую населению с преимущественным правом покупки инвесторами, стоимость заявки которых менее $3000. Но брокерские компании обходили эту норму, платя горничным, консьержам и чернорабочим в среднем по $50 за возможность приобретать ценные бумаги от их имени.
Приобретая долларовые обязательства правительства за боливары по официальному курсу, они продавали их на бирже по цене, отражавшей реальный курс. “Чавес — первый президент, организовавший спекуляцию против собственной валюты”, — считает оппозиционный экономист Алехандро Грисанти.
В ближайшее время, если цены на нефть будут высоки, финансовый кризис Венесуэле не грозит. Долгосрочные прогнозы более противоречивы. По мнению Марка Вейсброта, содиректора вашингтонского Центра экономических и политических исследований, правительство Чавеса может обеспечить стабильность роста за счет инвестиций за пределами нефтяного сектора. Другие экономисты скептичны. “Мы не знаем, когда произойдет крах. Но Чавес движется в неверном направлении”, — говорит Альберто Рамос, экономист Goldman Sachs.
В 2006 г. Венесуэла подписала с Россией контракты на поставки военной техники на $2,5 млрд и ведет переговоры о поставках еще на $1-2 млрд. Девальвация вряд ли серьезно скажется на этих планах: контрактные цены зафиксированы в долларах, в которых Венесуэла получает выручку за нефть, а объем военных расходов — порядка 2% ВВП, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Руслан Алиев. (Использованы материалы WSJ.)
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/0...