Бесплотная высотка
Архитектору Ренцо Пьяно удалось почти невозможное: построенный им небоскреб The New York Times выглядит одновременно и новаторски, и традиционно Архитектору Ренцо Пьяно удалось почти невозможное: построенный им небоскреб The New York Times выглядит одновременно и новаторски, и традиционно
Ренцо Пьяно добавил собственную ноту в архитектурную симфонию Манхэттена — недавно по его проекту было построено новое здание редакции New York Times. Строительство небоскреба было в основном завершено во втором квартале 2007-го, хотя отделочные работы внутри здания еще продолжаются.
“Архитектура — это искусство, которое исходит из предпосылки (вероятно, слегка безумной), будто можно изменить мир, создавая новые пространства, которые, однако, будут казаться органически принадлежащими городу”. Ренцо Пьяно всегда оставался верен этому подходу — и в 70-х, когда он строил парижский Центр Помпиду, и в 90-х, когда работал над проектом концертного комплекса Аудиториум (“Парк музыки”) в Риме, и когда придумывал новое здание библиотеки Моргана, открытое на Манхэттене несколько месяцев назад (архитектор решил не прятать старинные книги, а напротив, “освободить” их — так появилось большое окно, своего рода световой пузырь в сердце Мэдисон авеню). Все эти сооружения, кажется, безмолвно приветствуют тех, кто собирается войти или просто проходит мимо; это пространства, пропускающие в себя свет и жизнь.
Действительно, одна из важных особенностей легкого, всегда узнаваемого стиля Ренцо Пьяно — глубокое внимание не столько к величию замысла, сколько к духу места: он не начинает проект, не изучив досконально пространство, которое призван изменить.
“Высотные проекты Пьяно в Австралии и Японии показали, что этот архитектор своеобразно подходит к теме небоскреба, — считает Карина Добротворская, главный редактор русского издания Architectural Digest. — Проект здания New York Times — еще один пример его креативности: это великолепная интерпретация традиции небоскребов Чикаго и Нью-Йорка. И при этом безошибочно узнаваемый Пьяно — от рисунка переплетов до сада на крыше”.
Башню покрывает молочно-белое стекло с металлическими конструктивными деталями, со всех четырех сторон призму небоскреба окружает филигранный экран из 180 тысяч керамических плиток, сделанных вручную в Германии. Экран словно одевает здание в сверкающие латы, так что в солнечном свете оно кажется почти бесплотным.
“В Нью-Йорке океанический климат, — объясняет архитектор свой замысел, — поэтому цвет здесь постоянно меняется: рассвет и закат раскрашивают небоскребы пурпурным и красным, а после грозы все окружает голубизна. В такой переменчивой атмосфере моя башня просто обязана меняться”.
Массимилиано Локатели, немало строивший в Милане, Риме и Нью-Йорке, выразил мнение архитектурной элиты города: “Я не могу отвести взгляда от этого сооружения. Оно такое легкое, такое дружественное природе! А эти металлические прутья, венчающие его крышу, еще больше усиливают ощущение света и элегантности”.
Свет и элегантность — принципиальные ключи к пониманию творчества Ренцо Пьяно. Он тщательно обдумывает и доводит до совершенства каждую деталь любого своего проекта. Перфекционизм — еще одна особенность его стиля: поиск технического совершенства, идущий рука об руку со свободным творчеством.
Лестницы в небоскребе New York Times расположены прямо за поверхностью стеклянного фасада, так что снаружи можно будет следить за происходящим на них движением. На первых четырех этажах должны разместиться ньюсрумы (так называемые “пекарни”, поскольку именно в этих залах изготавливают горячие новости), они будут светиться по ночам как волшебный фонарь, — сердце новостей бьется в ритме беспокойной городской жизни. И лишь сад на крыше отказывается продолжать игру в открытость и публичность: тихий и уединенный, он парит над Нью-Йорком, сохраняя атмосферу уединения и тишины.
Автор — собственный корреспондент “Пятницы” в Италии (Перевод Елены Париной)
--------------------------------------------------------------------------------
Ренцо Пьяно: проекты последних лет*
2005. Магазин Peek & Cloppenburg. Кельн, Германия (1). Пятиэтажный стеклянный универмаг округлой обтекаемой формы торговой площадью в 15 тысяч квадратных метров.
2005. Центр Пауля Клее. Берн. Швейцария (2). Здание музея, где выставлено около 40% творческого наследия художника, напоминает три холма под стеклянной крышей.
2006. Амфитеатр. Лион, Франция (3). В Амфитеатре, входящем в комплекс “Интернациональный город”, нет разделения на сцену, зал и фойе, а количество мест для публики и их расположение могут меняться.
2007. Библиотека Моргана, Нью-Йорк, США (4). Реконструкция библиотеки привела к появлению нового главного фасада, атриума, читального и концертного залов, галереи манускриптов и автографов и т. д.
2008. Калифорнийская академия наук. Сан-Франциско, США (5). На крыше комплекса высадят 1,7 млн. растений, а в аквариуме поселят 10 тыс. представителей водной фауны.
*Указан год открытия сооружения.
Альберто Кавалли
Для Пятницы
№ 30 (67) 10 августа 2007
friday.vedomosti.ru/article.shtml?2007/08/10/10...