Царь Борис воссел в Европе
Немецкую оперу из русской истории поставили интернациональными силами
Ольга Пантелеева
Для Ведомостей
04.09.2007, №165 (1939) ГАМБУРГ — Европейская постановка оперы Маттезона “Борис Годунов, или Хитроумием приобретенный трон” — международный проект петербургского фестиваля Earlymusic. Стильное, блестящее, продуманное (согласно духу и букве барочного театра) до мелочей действо стало редкой удачей. В России его тоже покажут.
Мировая премьера недавно найденной оперы Иоганна Маттезона 1710 г. (на актуальный в пору петровского царствования русский сюжет) прошла в 2005 г. на Бостонском фестивале старинной музыки. В свежей европейской версии — другие исполнители, постановка и отчасти даже музыка: играют и поют по научной редакции партитуры музыковеда Йоханнеса Пауша.
Ставить спектакль доверили немецкому режиссеру и хореографу Клаусу Абромайту, обеспечившему синтетической аутентичной постановке главное — цельность. За два месяца работы все детали театрального механизма (певцы, балет, оркестр) были так пригнаны друг к другу, что руки, ноги и уши стали общими на всю труппу.
По канонам театра барокко статика под запретом: балет вьется вокруг танцующих певцов, колышутся огромные перья на шапках, покачиваются корсеты сложносочиненных костюмов Штефана Дитриха (на придворных балах нынче в моде легкая экзотика a la Russe), декорации — живые виньетки рук и тел.
В ходе репетиций сложился “Барочный балет Анджолини”. Вчерашних петербургских студентов Абромайт превратил в специалистов по технике танца XVIII в., и именно их присутствие стало ключевым в успехе спектакля.
Интернациональную десятку певцов возглавил бельгийский бас Шади Торбе. Ливанец по происхождению, типаж итальянского разбойника — белозубая мимика, стремительные жесты. В роли русского царя он смотрелся особенно обаятельно, а его суперподвижному голосу заковыристые пассажи Маттезона оказались впору.
Оркестр Екатерины Великой (Санкт-Петербург) начал робко, не давая виртуозным ариям должной поддержки, но со второго акта темпы, отдача и драйв пошли на crescendo, а в третьем музыканты выкладывались, не щадя смычков и струн, но оставаясь в связке с солистами и танцовщиками.
После представления гамбуржцы так истово благодарили артистов, что компактный театрик Сан Паули сотрясался от топота и аплодисментов. Еще недавно казавшаяся невозможной постановка появилась благодаря поддержке фонда Михаила Прохорова и личному подвигу продюсера спектакля, директора Earlymusic Марка де Мони. Десять лет фестиваль работал на импорт — привозил в Россию элиту европейского аутентизма и вырастил новое поколение слушателей и исполнителей. Теперь фестивалю самому есть что предложить — и Западу, и российским столицам. Увидеть немецкого “Бориса” можно будет в Петербурге (26 октября, Эрмитажный театр) и Москве (2 и 3 ноября, театр “Новая опера”).
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/0...