Пока на улице тепло
Немецкий фильм “Лето на балконе” не романтизирует жизнь, но и не драматизирует
Ксения Рождественская
Для Ведомостей – Ростов-на-Дону
23.08.2007, №157 (1931)Лучший способ прочувствовать уходящее лето — сесть на балконе с подругой и попить холодного белого вина. Фильм Андре Дрезена “Лето на балконе” (Sommer vorm Balkon), получивший пару лет назад приз на кинофестивале в Сан-Себастьяне, — это своеобразное прощание с жарой, тихий европейский способ поговорить о сексе в большом городе: здесь и секс мимолетен, и город состоит в основном из пивнушек, и лето кончается.
Правда, героини Дрезена совсем не похожи на жадных до впечатлений вертихвосток из вчерашней моды сериала: они не пишут колонок для глянцевых журналов, не влюбляются в знаменитых танцоров и не коллекционируют босоножки “Маноло Бланик”. Наоборот, они влюбляются в женатых шоферов, ухаживают за немощными стариками и не могут купить сыну нормальные кроссовки. Две подруги живут в одном доме, брюнетка и блондинка, Катрин и Нике. Одна — мать-одиночка, расслабляющаяся при помощи алкоголя, она воспитывает сына и ходит на занятия, где ее учат правильно вести себя на собеседованиях. Бесполезно — она совершенно не верит в себя. Вторая ухаживает за престарелыми, хотя все объясняют ей, что есть работа и получше. Бесполезно — она в себя верит и в поисках любви сама кидается на заезжего шофера.
Город, где они живут, — Берлин — обычно производит на туристов странное впечатление. Такое ощущение, что в нем зияют дыры, огромные плеши, оставшиеся еще от социалистических времен и очень неохотно зараcтающие. Жизни этих подруг тоже кажутся плохо залатанными: одну бросил мужчина, другая сама бросает своего любовника, узнав, что у него по семье в каждом городе, где он хоть ненадолго оседает.
Дрезен снимает комедию, а получается история об одиночестве и бытовом кошмаре. Он говорит об одиночестве и кошмаре, а получается легкое кино об обычных людях. Как и “Гриль-бар “На полпути”, самый известный фильм этого режиссера, “Лето” — фильм не о кризисе какого бы то ни было возраста, не об одиноких лузерах, а просто обо всех, кто не может справиться с собственной жизнью, но все-таки умудряется жить и ловить последние счастливые летние дни. И конечно, это история о балконе: здесь можно рассуждать о любви, здесь можно запереть на всю ночь совравшего любовника, наконец, здесь можно просто посеять рассаду, чтобы потом собрать урожай. Балкон — почти рай, особенно летом.
Главное достоинство Дрезена — он не романтизирует действительность, но и не причитает над неудавшейся жизнью своих героев. Все по анекдоту: да, ужас, но не ужас-ужас-ужас. По крайней мере до тех пор, пока на улице тепло.
Все персонажи фильма мечтают о тепле: выжившие из ума старики рассказывают чужому человеку о своей жизни, мальчик-подросток просит маму купить ему новые кроссовки, чтобы не стыдно было бегать с девочкой, которая ему нравится. Даже актеры в порнофильме ищут друг у друга тепла — ну, как умеют. Летнее легкое кино, слегка подпорченное лишь предельно морализаторским эпизодом с лечением одной из подруг от алкогольной зависимости. Пить, конечно, вредно, это все знают. Но летним вечером, да в большом городе, да с подругой, да еще на балконе? Что бы ни говорил Дрезен, глоток холодного белого вина при такой погоде никому не повредит
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/0...