Российский Интернет загребает деньгиРынок электронной коммерции в 2004 г. показал неплохие результаты. У его участников есть все основания считать, что в следующем году его объем может возрасти еще на 50% Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ)обнародовала отчет о состоянии российского рынка электронной коммерции в 2004 г. Данные были получены в результате маркетингового исследования рынка и анкетирования его участников, а также IT-компаний и департаментов продаж крупных отечественных компаний. Согласно отчету, в этом году объем рынка электронной коммерции достигнет 3,2 млрд долл. Участники рынка в целом согласны с тем, что эти цифры выше, чем прогнозировалось весной, – только в сегменте В2С (business to customer) рынок вырос в 2–2,5 раза, – и ожидают, что в следующем году подобная динамика сохранится. По их мнению, объем рынка через год может возрасти как минимум наполовину.
По данным НАУЭТ, объем рынка электронной коммерции в России в этом году достигнет 3,232 млрд долл., причем на сегмент B2B (business to business) приходится 442 млн долл., B2C – 662 млн, а B2G (business to government) – 2,130 млрд. При этом для продажи услуг и товаров Интернет используют 61% компаний – в большинстве случаев через собственный сайт. «Скорее позитивно» оценивают Интернет как канал продаж 55% участников опроса, и только 3% относятся к подобному методу «нейтрально, негативно». Что касается сегмента B2C, то исследования показали, что здесь большинство продаж приходится на компьютеры и оргтехнику (около 44%), еще 27% – на бытовую технику, а 4% – на продажи книг, CD и MP3-дисков. Стоит отметить, что полученные в ходе исследования цифры существенно превышают те, которые прогнозировались минувшей весной. Тогда НАУЭТ рассчитывала, что объем рынка в 2004 г. может составить 1,3 млрд долл. Причем в 2003 г. он достиг 937 млн долл., а к первому кварталу 2004 г. превысил 1 млрд долл. Конечно, эти цифры несравнимы пока с объемами европейских рынков электронной коммерции. Тем не менее динамика роста рынка свидетельствует о резком всплеске активности на нем.
Большинство участников рынка считают эти цифры вполне закономерными. «Судя по статистике «Яндекс.Маркет», B2C рынок вырос в 2–2,5 раза с прошлого года, как и ожидалось, – сказал RBC daily руководитель направления электронной коммерции компании «Яндекс» Илья Положинцев. – Продажи в традиционных для Интернета сегментах – компьютеров, электроники, бытовой техники, оргтехники, книг – стабильно растут вместе с рынком. Наибольший рост заметен в сегменте бытовой техники. Из нетрадиционных стоит отметить значительный рост в сегменте строительных товаров». Сходного мнения придерживаются в компании «Партер». «В нашем сегменте рост рынка составил около 40%», – сказала RBC daily представитель компании Татьяна Мамышева. Она также отметила, что наиболее перспективными сегментами представляются торговля бытовой и офисной техникой, а также развлекательные сервисы (музыка, кино, игры) и туристические услуги. Кроме того, есть основания считать, что возрастет популярность электронных платежных систем.
Правда, с подобным позитивным взглядом на электронную торговлю согласны не все. «Мы считаем, что данные НАУЭТ по продажам через Интернет вообще и компьютеров в частности завышены, – прокомментировал RBC daily председатель совета директоров компании EHouse (в нее входят магазины Bolero, Aromat и др.) Владислав Улендеев. – Совместно с компанией SpyLOG в 2003 г. мы проводили исследования рынка продаж компьютеров через Интернет. За основу брались посещения всех компьютерных магазинов, средняя стоимость одного заказа. Максимальная оценка рынка получалась 80 млн долл. НАУЭТ приводит в своих данных рост сектора B2C – 40% . Мы согласны с этой оценкой. Но тогда рынок компьютеров через Интернет в этом году составляет не более 115 млн долл.».
По мнению собеседников RBC daily, в дальнейшем рынок электронной коммерции ожидают серьезные перемены. Так, в прогнозе НАУЭТ говорится о том, что в будущем этот рынок будет структурироваться за счет поглощения мелких участников рынка более крупными и сильными. «Мы согласны с этим, – комментирует Татьяна Мамышева. – Это связано с ростом конкуренции, в которой выигрывать будут профессиональные, цивилизованные компании, а «мелкие лавочки» исчезнут, так как не смогут поддерживать должный уровень качества обслуживания. Их, вместе с технологиями и клиентскими базами, будут поглощать более крупные игроки». Более сдержанно относится к ситуации Илья Положинцев из «Яндекса». «Несомненно, в следующем году будет продолжаться укрупнение компаний, – сказал он RBC daily. – При этом стоит ожидать появления и большего количества новых игроков, особенно на еще недостаточно освоенных рынках».
По разным оценкам, в следующем году рост рынка может составить не менее 50%. Так, по мнению Владислава Улендеева, стоит ожидать увеличения сектора B2C на 40–50%. А в компании «Партер» говорят о 70%-ном росте. «Мы полагаем, что в следующем году рост нашего сегмента составит 35%, а рынка в целом – 70%, – комментирует г-жа Мамышева. – Рынок электронной торговли по-прежнему расти благодаря продолжающейся популяризации Интернета, росту популярности «безденежных» платежных систем». Но главное ожидание участников рынка связано с ростом в регионах. «Общий рост рынка скорее всего, продолжится. В первую очередь, за счет активности покупателей и продаж в регионах», – заключил Илья Положинцев.
Отдел экономики РБК
Анна Попова, 08.12.2004