От редакции: Дорога к знаниям
04.07.2007, №121 (1895)Министр образования и науки Андрей Фурсенко поддержал инициативу администрации Псковской области, которая в 2006 г. ликвидировала 60 малокомплектных сельских школ в деревнях и перевела учеников в базовые школы крупных сел и поселков.
Число сельских школ, по данным Росстата, сократилось за 2001-2006 гг. с 45 400 до 40 700. По данным ФОМ, 45% сельских жителей имеют детей школьного возраста. Противники сокращения считают, что эта мера угрожает российской деревне, что закрытие школы в малом населенном пункте означает его исчезновение.
Но это процесс объективный и связанный прежде всего с обезлюдением сельской местности. Количество учеников в сельских школах снизилось почти на 30% — с 6,1 млн до 4,7 млн человек. Во многих отдаленных школах число учеников не превышает 10, при этом школу надо отапливать, ремонтировать, поддерживать пожарную безопасность, обеспечивать младших школьников бесплатным питанием, наконец, платить зарплату учителям. Существующая сеть школ при нынешних тенденциях роста доли мелких населенных пунктов (по данным последней всероссийской переписи 2002 г., в 75% российских сел жили меньше 200 человек) чрезмерна, как и сеть клубов и библиотек. Содержание малых школ влетает в копеечку: по оценкам экспертов, в них учатся 3-4% учащихся, а тратится примерно 12-15% средств, отпущенных на общеобразовательные школы.
Дело не только в экономической нецелесообразности. Маленькая школа в деревне часто похожа на большую семью, где единственный учитель преподает все предметы. В этой ситуации вряд ли стоит ожидать от него современного качества преподавания (его ведь еще и трудно направить на переподготовку), а от учеников — высокого уровня знаний.
Качественное образование для детей — второй по важности жизненный приоритет россиян после жилья. По данным ВЦИОМ, так считают 37% опрошенных. Мнение сельских жителей не отличается от среднероссийского. Больше того, по данным “Левада-центра”, 69% жителей села считают, что их дети должны получить высшее образование, 20% — среднее специальное и только 7% хотят ограничить его 11 классами.
Поэтому проблема в другом: изменить сложившиеся представления о том, что учреждения образования и культуры должны быть в пешеходной доступности, обеспечить быструю и безопасную доставку учеников в школу. Изобретать велосипед не стоит: в развитых странах с большой территорией дети из отдаленных местностей приезжают в школу в муниципальном центре и возвращаются домой на специальных автобусах, снабженных спутниковой системой безопасности. В России программа “Школьный автобус” начала реализовываться в пилотных регионах еще в 2003-2004 гг. В 2006 г. в рамках нацпроекта “Развитие образования” были закуплены около 4000 школьных автобусов. Вопрос сейчас в том, чтобы сохранить нынешние темпы закупки автобусов в течение ближайших лет и обеспечить их подъезд к отдаленным деревням, где живут школьники
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/07/04/128625