Фестиваль на коне
21 июня в столице стартует главный ежегодный киносмотр — 29-й Московский международный кинофестиваль. Организаторы настаивают: на сей раз он не такой, как всегда, — нам предстоит убедиться, правда это или нет 21 июня в столице стартует главный ежегодный киносмотр — 29-й Московский международный кинофестиваль. Организаторы настаивают: на сей раз он не такой, как всегда, — нам предстоит убедиться, правда это или нет
Первое новшество видно невооруженным глазом: символ, присвоенный Московскому фестивалю после падения СССР, -столичный покровитель Святой Георгий все эти годы ходил пешком, а теперь водружен на коня, из седла которого и пронзает своего извечного недруга-змея. В свете изменения логотипа не терпится посмотреть на золоченые и посеребренные статуэтки, коими будут одарены лауреаты смотра на торжественной церемонии закрытия.
О втором новшестве слыхали многие — хотя никто толком не знает, чем оно угрожает фестивалю. Все последние годы ММКФ устраивала компания “Интерфест”, выигрывавшая тендер на проведение единственного отечественного фестиваля класса “А” (то есть международного, конкурсного и премьерного). В начале 2007-го выяснилось, что “Интерфест” не прошел по конкурсу и проводить фестиваль будут совершенно новые люди под руководством Натальи Семиной, назначенной гендиректором. Профессию фестивальных организаторов они осваивали в рекордные сроки: фактически ММКФ-2007 был подготовлен за два месяца. Отменять фестиваль не пришлось, однако смена команды на переправе, наверное, не может не сказаться. Но на чем именно — на качестве ли фильмов, на организационной ли стороне — пока неясно. Может, пронесет?
Есть и другие изменения в составе тех, кто проводит фестиваль. Вернулся Петр Шепотинник — и вновь после двухгодичного перерыва интереснейшей частью внеконкурсного показа станет его авторская программа “Восемь с половиной фильмов”. Проведет свою программу “Московская эйфория” и Андрей Плахов, возглавивший отборочную комиссию. А бывший советник по культуре посольства Финляндии в Москве Кирси Тюккюлайнен, сыгравшая в фильме Аки Каурисмяки “Береги свою косынку, Татьяна!”, стала директором программ ММКФ. “Я надеюсь, вы заметите свежий взгляд, — говорит "Пятнице" Кирси Тюккюлайнен. — Нам удалось сделать очень интересную программу для очень разных аудиторий: и для молодых людей, которые часто ходят в кинотеатры, и для киноманов, которые хотят углубиться в историю кино. Меня особенно радует, что на фестивале есть хорошие русские картины”. Председатель отборочной комиссии Андрей Плахов добавляет: “В этом году гораздо больше, чем обычно, российских фильмов — и в конкурсной программе, и в ретроспективной, не говоря уже о спецпоказах и отдельной российской программе. Кроме того, на фестивале есть украинский и грузинский фильмы, снятые на русском языке, а также итальянский и израильский, в которых русский присутствует как язык общения. Получается, фрагментом концепции фестиваля стало представление русскоязычного мира в кино”.
ММКФ впервые пройдет в одном кинотеатре — в “Октябре”: Теперь не придется бегать из “Пушкинского” в “ролан”, а оттуда в Дом кино
Наконец, последний факт: весь ММКФ впервые перенесен в одно место. Бегать по городу, спешить из “Пушкинского” в “Ролан”, а оттуда в Дом кино, больше не придется.
Разговоры о строительстве фестивального центра ведутся много лет, но пока до реализации этих амбициозных планов далеко — и весь смотр пройдет в кинотеатре “Октябрь” на Новом Арбате. Правда, ни одной станции метро рядом с ним нет, и мест для парковки там кот наплакал, ну да это частности. Зато, как рассказал “Пятнице” член отборочной комиссии ММКФ Петр Шепотинник, происходящее в “Октябре” в режиме онлайн будет транслировать “Рамблер”, а в самом кинотеатре на экранах будут идти передачи собственного телеканала фестиваля.
Жюри возглавил голливудский австралиец, режиссер Фред Скепси, известный в основном по фильму “Русский дом”. Значит, любит Россию. Может, оно и к лучшему: не сбежит в последний момент, как это сделал год назад Михаэль Ханеке.
Остальное — посмотрим.
Фильмы, которые нельзя пропустить на 29-м ММКФ
1. “Завет” Эмира Кустурицы (2007). Новая удалая комедия балканского гения откроет ММКФ. Сам Кустурица приедет в Россию на премьеру, а еще в рамках ММКФ пройдет его ретроспектива. Вообще-то мировая премьера “Завета” состоялась в конкурсе Канн, и там фильм получил достаточно низкий рейтинг. Это, впрочем, связано не столько с художественными качествами картины, сколько с тем, что мода на Кустурицу прошла (одно время каждая следующая картина режиссера получала какой-нибудь важный приз, а теперь уезжает ни с чем). Сюжет “Завета” — столкновение города и деревни, откуда приезжает главный герой, обаятельный старшеклассник. По просьбе деда он должен продать корову и найти себе невесту. В финале следует непременная свадьба и гульба с цыганскими напевами.
2. “Незнакомка” Джузеппе Торнаторе (2006). Автор “Нового кинотеатра “Парадизо” и “Малены” Торнаторе — самое громкое имя в конкурсной программе. Его новый фильм (как и многие другие картины-конкурсанты) снят с “русским акцентом”: в главной роли Ксения Раппопорт, замечательная актриса театра Льва Додина. Кстати, едва ли не половина фильмов основной программы так или иначе связана с Россией, а три картины — собственно русские: их авторы — Лариса Садилова (“Ничего личного”), Вера Сторожева (“Путешествие с домашними животными”) и покойный Валерий Огородников (“Путина”).
3. “Импорт-Экспорт” Ульриха Зайдля (2007). Скандальнейший фильм Каннского конкурса будет показан в рамках программы Петра Шепотинника “Восемь с половиной фильмов”, на премьеру приедет сам режиссер. Легендарный австрийский документалист-мизантроп вслед за экстремально-обжигающей “Собачьей жарой” (Гран-при в Венеции) снял леденяще-отстраненный “Импорт-Экспорт”. Действие, разыгранное артистами-непрофессионалами, разворачивается между убогой заснеженной Украиной и не менее ужасающей Австрией. Герои — русская медсестра, уехавшая в Вену, чтобы стать уборщицей в доме престарелых, и венский безработный, продающий испорченные игровые автоматы в Восточную Европу.
4. “Фальшивомонетчики” Стефана Рузовицкого (2007). Кино с Берлинского фестиваля, обойденное там наградами, но весьма высоко оцененное критиками. Тонкий и стильный фильм, основанный на реальных событиях, увлекательных и вне экрана. Это рассказ о специальном концлагере, куда в конце Второй мировой нацисты собрали евреев-банкиров и фальшивомонетчиков. Им было поручено сфабриковать доллары и фунты, пополнив таким образом истощенные валютные запасы Третьего рейха.
5. “Любовь и честь” Ёдзи Ямады (2007). Третья часть самурайской трилогии японского режиссера-ветерана, начатой “Сумеречным самураем” и “Скрытым клинком”. Каждый кадр — наслаждение для глаз, каждый звук ласкает уши: не кино, а само совершенство. На сей раз в центре событий самурай-дегустатор, отравившийся и потерявший зрение, в результате вынужденный отстаивать честь семьи с повязкой на глазах. Зал рыдает, причем от счастья — финал сулит нежданный хеппи-энд.
6. “Ангел” Франсуа Озона (2007). Необычная картина французского вундеркинда (уже, впрочем, не юного) снята по-английски — хотя и не в Голливуде, а в Великобритании. Безупречно стилизованный под послевоенные мелодрамы “Ангел” повествует о судьбе вымышленной родоначальницы британской “женской прозы”, которая выстраивала собственную судьбу, как роман в розовой обложке. Можно ли прожить жизнь, так и не отказавшись от иллюзий? Озон дает неожиданный ответ, ради которого стоит досмотреть фильм до самого конца. Во второстепенных ролях суперзвезды Сэм Нил и Шарлотта Рэмплинг.
7. “Фэй Грим” Хэла Хартли (2007). Гуру американского независимого кино стал культовым режиссером, ни разу не завоевав ни “Оскара”, ни сколько-нибудь значимой фестивальной награды. Новая картина Хартли — прямое продолжение его самого знаменитого фильма “Генри Фул”. Героиня, чье имя вынесено в название, — то ли вдова, то ли брошенная жена писателя-злоумышленника, бежавшего из Штатов в Европу. Внезапно выясняется, что Генри Фул не только проклятый поэт и неоцененный гений, но и международный террорист. В поисках мужа Фэй Грим приходится проехать по всему миру и расшифровать утраченные рукописи Генри Фула. Сатирическая фантасмагория смотрится на одном дыхании, а в конце оставляет зрителя в недоумении.
Автор — обозреватель газеты “Московские новости”
Антон Долин
Для Пятницы
№ 22 (59) 15 июня 2007
http://friday.vedomosti.ru/article....2007/06/15/9862