Кому страшны конкуренты
Пищепром выиграл у импорта, а легпром — проиграл
Антон Копылов
Ведомости
15.06.2007, №108 (1882)Меньше всего боится конкуренции с импортом пищепром, а больше всего — легкая промышленность. Более половины предприятий пищевой отрасли способны конкурировать на равных, а 17% считают, что импортная продукция хуже. В легкой промышленности, наоборот, треть предприятий проигрывает борьбу.
Из компаний, которым приходится конкурировать на рынках сбыта с зарубежными производителями, более половины (53%) считают свои товары равными по качеству импортным, 38% оценивают качество импорта выше, а 9% уверены в превосходстве своей продукции. Такие результаты получил Институт экономики переходного периода (ИЭПП), опросив 719 отечественных промпредприятий. Около трети предприятий не сталкиваются с импортом вообще.
Максимум предприятий, на равных конкурирующих с импортом, в пищевой промышленности (87% из тех, кому приходится конкурировать), металлургии (64%) и машиностроении (52%). Более качественный импорт преобладает на рынках химии и нефтехимии (57%), лесоперерабатывающей отрасли (48%) и машиностроения (42%). Собственную продукцию чаще всего считают более высокой по качеству представители стройиндустрии (19%), а реже — машиностроители (5%).
Самые успешные в конкурентной гонке по соотношению цена — качество опять пищевики. Наравне с импортом продукция 54% компаний (см. табл.) и лишь у 8% — хуже.
На другом полюсе легкая промышленность: на равных конкурируют с импортом 29%, а 31% считает свою продукцию хуже импортной по качеству, но такой же по цене или дороже. Ненамного выше самооценка у машиностроителей и нефтехимиков. А реже всего с иностранными конкурентами сталкиваются стройиндустрия и металлурги.
Успех пищевиков обусловлен обширными инвестициями — первая волна модернизации предприятий прошла еще до 1998 г., отмечает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. А после кризиса пищевики смогли использовать рыночную ситуацию для расширения рынков сбыта, говорит он. Инвестиции в пищевые заводы не так велики, как в машиностроительные, и быстрее окупаются, подчеркивает Сальников. Не уступать импорту пищевой отрасли помогает относительно низкий износ оборудования (отслужили срок в 2006 г. 34,8%), считает Ольга Изряднова из ИЭПП.
Импорт — не сильный конкурент, говорит Надежда Черныш, PR-менеджер “Балтимор-холдинга” (производитель кетчупов). “Отечественные потребители считают российские товары более натуральными”, — отмечает она.
Предприятия легкой промышленности на противоположном полюсе. Они не смогли быстро модернизировать оборудование, его износ по отрасли составляет 47,8%, отмечает Изряднова. Однако инвестиционная активность в отрасли после нескольких лет спада начала расти. В производстве изделий из кожи и обуви инвестиции в 2006 г. выросли на 57,6%, тогда как в 2005 г. — всего на 6,2%. Правда, в текстильной отрасли инвестиции продолжают падать — на 13,6% в 2006 г., на 17,5% в 2005 г., говорит Изряднова.
Для успешной конкуренции с импортом российским производителям одежды необходимо найти нишу, считает руководитель отдела сбыта торгового дома “Смена” (производство школьной формы) Ирина Стефанчук. “Нам это удалось: качество лучше азиатской одежды, а цена ниже европейской”.
В машиностроении оптимизм относительно конкуренции с импортом обеспечили сборочные производства, считает Изряднова. Но износ оборудования в отрасли довольно велик — 51,2%.
Ставка на постоянных клиентов позволяет предприятию держаться на плаву, говорит директор Экспериментального машиностроительного завода (Углич) Алексей Пшеницин. “Мы приобретаем более дорогое отечественное сырье, чем конкуренты из Польши и Китая, поэтому проигрываем им по цене. Но качество нашей продукции лучше”, — уверен Пшеницин. Однако завод не может позволить себе модернизацию производства: львиная часть доходов идет на зарплату рабочим, говорит он
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/06/15/127537