“Этой ночью Франция вернулась в Европу”
Почему Николя Саркози одержал победу на президентских выборах во Франции
Екатерина Кудашкина
Ведомости
08.05.2007, №82 (1856)“Тем французам, кто не голосовал за меня <...> я хочу сказать, что я буду президентом всего французского народа, что я буду выступать от имени каждого из них!” — так заявил Николя Саркози вечером 6 мая, когда стало ясно, что он победил на президентских выборах и цель его жизни достигнута.
Борьба с паранджой и глобальным потеплением
Саркози, которого во Франции многие считают enfant terrible французской политики, сильно отличается от своих коллег: во-первых, он родился в семье иммигрантов, а во-вторых, в отличие от прочих видных политиков не учился ни в знаменитой Ecole Nationale d'Administration, ни в каких бы то ни было других престижных учебных заведениях, приличествующих статусу политика высшего эшелона.
На ранних этапах своей политической карьеры Сарко, как окрестили его журналисты, пользовался всемерной поддержкой предыдущего президента Жака Ширака. Одно время он даже ухаживал за дочерью Ширака. Однако в 1995 г. он неожиданно поддержал кандидатуру премьер-министра Эдуара Балладюра, в правительстве которого к тому времени успел два года проработать на посту министра по бюджету. Прежде Балладюр обещал президенту не участвовать в президентской гонке, и потому появление Саркози в его лагере стало для Ширака двойным ударом. Тем не менее те выборы Ширак все же выиграл, а Саркози лишился своего поста и на какое-то время был вынужден покинуть коридоры власти. Вернул его во власть сам Ширак, в 2002 г. назначив министром внутренних дел в кабинете Раффарена. На этом посту Саркози и проработал до марта 2004 г., когда в результате перестановок в правительстве ему поручили возглавить министерство финансов. В ноябре на съезде UMP его выбрали председателем партии, после чего ему пришлось уйти из правительства. Однако в мае 2005 г. по просьбе президента Саркози вернулся и занял пост министра внутренних дел.
“Французский народ проголосовал за перемены! — говорил он воскресной ночью, выступая перед несколькими тысячами сторонников в концертном зале, который его штаб арендовал для этого случая в Восьмом аррондисмане — одном из наиболее престижных районов Парижа. — Я проведу эти перемены. Потому, что получил на это мандат французского народа, и потому, что они нужны Франции!”
Обратившись в своей речи к “европейским партнерам”, новый президент Франции заявил, что “всю жизнь был европейцем”, что “искренне верит в строительство [единой] Европы” и что “этой ночью Франция вернулась в Европу”.
Коснувшись того, какими он видит отношения с США, Саркози заявил, что “Франция всегда будет рядом, когда им [США] это потребуется”. Впрочем, оговорился он, “дружба подразумевает, что друзья могут думать по-разному и что такая великая страна, как Соединенные Штаты, должна не создавать препятствия в борьбе с глобальным потеплением, а напротив, возглавить эту борьбу <...> Для Франции эта борьба станет главной”.
Свое выступление, первое после победы, Саркози закончил обещанием встать на защиту всех, “кто верит в терпимость, свободу, демократию, гуманизм, страдающих от тирании и диктаторских режимов”. “Франция не оставит женщин, которым суждено носить паранджу, — говорил он. — Франция не оставит женщин, у которых нет свободы. Франция станет на сторону угнетаемых во всем мире!”
Окончив речь под гром рукоплесканий, Саркози отправился праздновать свой триумф в ресторан на знаменитой авеню Шанзэлизе.
“Больше работать и зарабатывать”
Нынешние выборы ознаменовались самой высокой активностью французского электората за последнюю четверть века: явка во втором туре составила 85% от 44,5 млн — общего числа зарегистрированных избирателей. Последний раз 85,9% зарегистрированных избирателей голосовало во втором туре выборов в 1981 г., когда президентом Франции стал кандидат от социалистов Франсуа Миттеран, набравший на 3,6% больше действовавшего в ту пору правоцентристского президента Жискара д'Эстена.
Саркози, которого на этих выборах д'Эстен поддержал, победил кандидата от социалистов Сеголен Руайяль — он набрал 53,06%, выиграв более шести процентных пунктов у Руайяль (46,94%).
Одним из сюрпризов стало голосование группы электората, на которую с самого начала своей президентской кампании делала ставку Руайяль. Несмотря на ее призывы проявить женскую солидарность, француженки предпочли видеть президентом мужчину. По данным телефонного опроса более чем 3600 человек, который в день выборов провел французский институт Ipsos, за Саркози проголосовало 52% прекрасной половины электората, в то время как за Руайяль — 48%. Представители сильной половины определились с симпатиями еще четче: среди них Саркози поддержали 54%.
Другим сюрпризом стала любовь, которую консервативный кандидат, как оказалось, сумел завоевать у представителей старшего поколения французов. В возрастной группе от 70 лет и старше за него проголосовало 68%. За Саркози голосовали и французы в возрасте 25-34 лет. В этой группе его поддержали 57%. А вот молодежь (18-24 лет) его не поддержала — из избирателей этой возрастной группы за Саркози, по оценке Ipsos, проголосовало всего 42%.
На протяжении всей кампании разрыв между Саркози и Руайяль никогда не был особенно велик. Решающим моментом, по мнению экспертов, стали теледебаты между Саркози и Руайяль, состоявшиеся 2 мая. По данным опросов, Руайяль одержала верх в обсуждении таких проблем, как образование и социальная справедливость. Однако из 20 тем, по мнению опрошенных, в 16 она явно уступила своему оппоненту. Саркози оказался сильнее, рассуждая о проблемах занятости, экономического роста, отношений с Евросоюзом и пенсий.
По мнению Мега Бортена, обозревателя International Herald Tribune, именно экономическая программа Саркози стала наиболее сильным фактором в его президентской гонке. Французы посчитали, что именно он сумеет должным образом справиться с нынешними трудностями.
По данным опросов, самым животрепещущим вопросом для французов остается проблема занятости. Сегодня во Франции самый высокий уровень безработицы из 13 стран зоны евро — 8,5%. И несмотря на то что в последние годы ситуация демонстрирует некоторую положительную динамику, безработица остается настоящим бичом молодежи, французов старше 50, иммигрантов и малоимущих групп населения. Саркози сделал проблему занятости ключевым пунктом своей предвыборной программы.
В стране, где традиционно сильны профсоюзы, он пообещал отменить 35-часовую рабочую неделю и дать французам возможность больше работать и больше зарабатывать. Он обещает, что его правительство вступит в переговоры с профсоюзами и федерациями предпринимателей уже к концу нынешнего года, чтобы упростить процедуру увольнения. За это он обещает повысить размеры пособия по безработице и предоставить тем, кто ищет работу, более широкие возможности по повышению квалификации.
Саркози обещает освободить от налогообложения доходы учащихся, а университетам предоставить больше независимости в управлении персоналом и недвижимостью, а также дать им возможность вступать в партнерские отношения с бизнесом.
Другой острой проблемой, которая достанется в наследство новому правительству, остается вялый рост национальной экономики. По итогам 2006 г. рост французского ВВП составил всего 2% — предпоследний результат среди стран Евросоюза. Государственный долг превысил 1100 млрд евро (18 000 евро на душу населения), впервые став предметом предвыборных дебатов.
Саркози предлагал решать проблему в том числе за счет изменений в налоговой политике. Он предлагал установить для любых налоговых выплат потолок в 50% от размеров дохода налогоплательщика, отменить налог на наследство для всех категорий населения, за исключением 5-10% наиболее состоятельных французов, а инвестиции в малый бизнес освободить от высокого налога на богатство. Как и его соперники, Саркози также высказывался за увеличение ассигнований на науку и на помощь предпринимателям. А вот урезать госрасходы Саркози намерен постепенно, сокращая на 50% число госслужащих по мере того, как они будут уходить на пенсию.
“Это может стать началом реформ”
Еще одним чувствительным пунктом предвыборной программы Саркози стали его предложения по обеспечению законности и правопорядка. В свою бытность министром внутренних дел Франции Саркози завоевал репутацию сторонника жестких мер. Сейчас он предлагает ввести новые законодательные нормы, по которым подростков в возрасте 16-18 лет, допустивших повторные правонарушения, можно было бы судить как взрослых. А родителей, чьи дети не учатся в школе, обещает лишать социальных пособий.
“Если Саркози выполнит свои обещания, это может стать началом долгожданных структурных реформ французской экономики, — цитирует агентство Bloomberg Эрика Чейни, главного экономиста по Европе в Morgan Stanley и бывшего аналитика в министерстве финансов Франции. — Но проведение реформ — это вопрос не одного, а двух [президентских] сроков. Лучше думать о 10 годах реформ, чем о пяти”.
Однако это отдаленная перспектива. Вчера же Саркози праздновал победу. Из ресторана он отправился на торжественный прием на площади Согласия. Там 30 000 его ликующих сторонников скандировали: “Николя! Николя!” Там ему пел Фодель — французский певец алжирского происхождения. Саркози отбивал ритм, а потом все запели “Марсельезу”. Официально Саркози станет президентом 16 мая, за несколько часов до того, как истечет срок Ширака. В торжественной обстановке уходящий президент передаст своему преемнику “ядерный чемоданчик” — систему связи с командованием ядерных сил. Потом будет дан залп из 21 орудия, и опять все запоют “Марсельезу”. Потом президент конституционного совета зачитает результаты выборов, и великий канцлер Почетного легиона посвятит его в Великие мастера ордена
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/05/08/125430