В московское метро завезут автоматыГазеты и журналы в Московском метрополитене, вероятно, можно будет снова беспрепятственно купить только следующей весной
Завтра, 20 октября, в Москве состоится пресс-конференция Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) «Рынок печатных СМИ: вымыслы и реальность», на которой, в частности, пойдет речь о перспективах организации торговли газетами и журналами в Московском метрополитене. Дело в том, что ровно месяц назад по инициативе столичных властей продажа печатных изданий в столичной подземке и в непосредственной близости от станций метро была жестко ограничена под предлогом профилактики терактов. В результате многие москвичи, ранее привычно покупавшие по дороге на работу газеты и журналы, теперь почти лишились такой возможности. Сложившаяся ситуация невыгодна также издателям и распространителям, которые несут убытки. В правительстве Москвы соглашаются, что газеты и журналы должны продаваться в метро, и даже назначили срок (1 февраля 2005 г.), до которого должен быть проведен тендер на право размещения в метро «цивилизованных» торговых точек – автоматов и киосков для торговли газетами и журналами. Однако об условиях тендера пока ничего не известно, поэтому издатели и распространители печатных СМИ в столице сегодня живут слухами. Между тем, если победители тендера определятся в указанный срок, специализированные автоматы и киоски начнут появляться в московском метро не раньше весны 2005 г.
Решение запретить розничную торговлю в Московском метрополитене и в 25-метровой зоне вокруг его станций было принято Правительственной межведомственной антитеррористической комиссией еще в апреле 2004 г. Тогда в Департаменте потребительского рынка и услуг г. Москвы сообщили, что взамен в метро могут быть установлены торговые автоматы и киоски для продажи печатных СМИ. Постановление об этом мэр столицы Юрий Лужков подписал 21 сентября. Согласно этому документу, с 1 октября 2004 г. в метро и поблизости от него реализация печатной продукции (газет, журналов, открыток, календарей), театральных билетов и билетов на городской пассажирский транспорт разрешена только через специализированные киоски и автоматы. По некоторым оценкам, для одних только издателей, с учетом перераспределения продаж в оставшиеся киоски, это означает падение тиражей в среднем на 20%, а такие массовые издания, как «Московский комсомолец», «Жизнь», «Комсомольская правда», «Из рук в руки», могут потерять до половины своего тиража. Еще большие убытки, по понятным причинам, терпят компании-распространители.
Интересно, что сами продавцы печатных СМИ данное решение мэра в чем-то даже поддерживают. «Московские власти решили запретить торговлю газетами и журналами с лотков по одной простой причине. С одного лотка можно одновременно продавать до 500 различных изданий. Продажи торговой точки, расположенной в метро, могут достигать 4,5 тыс. экземпляров в день. Такие объемы предполагают, что ежедневно в метро заносится большое количество коробок, ящиков и т. д. И с этой точки зрения инициатива властей вполне понятна, ведь после ограничения торговли в метро поток таких коробок резко сократился», – комментирует RBC daily ситуацию Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции.
Правда, уже сейчас понятно, что даже после замены лотков автоматами и киосками объем рынка печатных СМИ в московском метро, неизбежно уменьшится. «Никакие автоматы не заменят лоточной торговли. У них слишком много минусов – небольшие объемы продаж из-за слишком ограниченного ассортимента изданий, они не дают сдачи, и т. д. Кстати, небольшое количество автоматов в Московском метрополитене уже работает – они устанавливались компанией «Пушкинская площадь», возглавляемой Олегом Попцовым, несколько лет назад, еще до терактов в метро и возле метро. Автоматы эти работают плохо, они убыточны. Поэтому наряду с установкой автоматов оптимальной была бы, конечно, массовая установка современных киосков, аналогичных тем, что существуют в европейских странах», – говорят в АРПП. Правда, и в этом случае объемы продаж периодической печати в столичном метрополитене больше не достигнут нынешнего объема, который, по оценке Ассоциации, составляет 80 млн долл. в год.
Главная же интрига состоит в том, что хотя правительство Москвы уже объявило о тендере на право установки автоматов и киосков в метро, о его условиях до сих пор ничего не известно. В Департаменте потребительского рынка и услуг г. Москвы, который занимается вопросами реформы торговли печатными СМИ в метрополитене, RBC daily предложили прислать вопросы о тендере по факсу, но на сами вопросы в понедельник отвечать не стали. Издатели и распространители, в свою очередь, сегодня находятся в некоем информационном вакууме. «Ни о каких условиях участия в тендере на право размещения автоматов и киосков в метро пока не известно. Даже сроки, в которые он будет проведен, я бы пока не стал комментировать, поскольку официальной информации об этом до сих пор нет», – говорит Александр Оськин.
Тем не менее тендер, скорее всего, состоится в указанные сроки. По его результатам может произойти легальный передел рынка печатных изданий в метро в пользу компаний, которые ранее распространением не занимались. Так, сильным претендентом на установку киосков является некоммерческое партнерство «Издательская инициатива» («Коммерсантъ», HFS, Independent Media, «Проф-Медиа», «Пронто-Москва» и др.), которое ввиду последних событий решило объединить усилия, чтобы контролировать распространение печатных изданий в метро. По другим прогнозам, тендер может выиграть ведущий распространитель печатной продукции по подписке – компания «Роспечать». Вместе с тем не менее вероятен сценарий, по которому в тендере победят сразу несколько игроков, среди которых могут быть как фирмы, которые уже занимались реализацией печатных изданий в метро, так и новые – в лице объединения издателей печатных СМИ. «По моему мнению, в тендере победит несколько организаций. Дело в том, что станций метрополитена много. Автомат стоит установить 3–5 тыс. долл., а киоск – уже 15 тыс. долл. Иными словами, монтаж 100 павильонов – это уже серьезные деньги. Поэтому логичным был бы вариант, по которому линии метрополитена были бы поделены между всеми компаниями, претендующими на продажу газет и журналов в метро», – говорят в АРПП. Но в любом случае первые киоски и автоматы появятся в московском метро не ранее весны-лета 2005 года.
Отдел экономики РБК
Андрей Сердечнов, 19.10.2004