Аудиторские сети
Филипп Стеркин
Ведомости
29.03.2007, №55 (1829)Российский рынок аудита растет, а крупнейшие игроки поглощают мелких конкурентов, наращивая сети. Быстрее всего растет спрос на финансовый консалтинг и аудит инвестиционных проектов.
--------------------------------------------------------------------------------
Рейтинговое агентство “Эксперт РА” ежегодно составляет рейтинг аудиторско-консалтинговых компаний. Учитываются выручка, число специалистов и аттестованных аудиторов, динамика роста этих показателей, выручка на специалиста, число филиалов. Лидер рейтинга — PricewaterhouseCoopers, за которым следуют “БДО Юникон”, “BKR-Интерком-Аудит”, “РСМ Топ-Аудит”, “Росэкспертиза”, ФБК, “Финэкспертиза”, “Развитие бизнес-систем”. Выручка остальных компаний — менее 1 млрд руб. Три компании из мировой четверки — Ernst & Young, Deloitte и KPMG — результатов российских подразделений не представляют.
--------------------------------------------------------------------------------
За последние три года рынок аудита и консалтинга удвоился, говорит гендиректор “Эксперт РА” Дмитрий Гришанков. По данным Минфина, в 2005 г. аудиторско-консалтинговые компании заработали 28,9 млрд руб., в том числе 65% — на аудите (данных 2006 г. еще нет). А выручка 150 крупнейших компаний, вошедших в рейтинг “Эксперт РА”, в 2006 г. достигла 27 млрд руб. (+38,5%). На первую десятку в рейтинге приходится половина выручки.
Быстрее всего растет спрос на финконсалтинг и аудит со стороны инвестиционных и страховых компаний. Не отстает спрос на аудит по МСФО. Увеличился спрос на услуги по выводу компаний на IPO, оценке бизнеса, проверке должной добросовестности, внедрению интегрированных информационных систем, отмечает партнер “БДО Юникон” Александр Веренков.
Крупные компании растут быстрее других. Но есть небольшие фирмы, многие из которых готовы, отмечает президент ФБК Сергей Шапигузов, выдать заключение, даже не проводя проверку, и которые активно демпингуют. Российский бизнес взрослеет и требует расширения линейки услуг, добавляет директор по корпоративным коммуникациям PwC Екатерина Шапочка. Никогда со стороны региональных компаний не было такого спроса на сложные услуги, согласен директор KPMG Сергей Семенцов.
Усложнение задач аудиторы компенсируют ростом гонораров. Себестоимость выросла, в частности, из-за увеличения международной компоненты услуг, их сложности и нестандартности, говорит Веренков
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/03/29/123172