Авария века
Новейшее оборудование не спасло шахтеров
Ксения Рыбак
Виктория Сункина
Алексей Рожков
Ведомости
20.03.2007, №48 (1822)Самая страшная в современной истории России подземная авария произошла вчера в Кемеровской области: взорвался метан в шахте “Ульяновская” компании “Южкузбассуголь”. Под завалами, по сведениям МЧС, оказалось около 200 человек; 74 погибло, 83 удалось вывести на поверхность. Судьба остальных на вчерашний вечер оставалась неясна. Ущерб компании может достичь $200 млн.
--------------------------------------------------------------------------------
Единственный акционер ОАО “Объединенная угольная компания “Южкузбассуголь” — ЗАО”Угольная компания “Южкузбассуголь”, по 50% которого контролируют “Евраз” и менеджеры “Южкузбассугля” (сын погибшего в прошлом году гендиректора компании Владимира Лаврика Георгий, Александр Говор и Юрий Кушнеров). В 2005 г. добыча “Южкузбассугля” составила 17 млн т угля (13 млн т коксующегося и 4 млн т энергетического). Выручка по РСБУ за 2005 г. — 20,79 млрд руб., чистая прибыль — 5,52 млрд руб. По данным отчетности Evraz Group, ее доля в чистом убытке ЗАО “Южкузбассуголь” в первой половине 2006 г. — $13 млн.
--------------------------------------------------------------------------------
Шахта “Ульяновская” построена в 2002 г., ввод ее в действие был приурочен губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым к 50-летию президента России Владимира Путина. Это одна из самых современных шахт в России, на ней установлено новейшее оборудование, уверил “Ведомости” представитель Ростехнадзора, в том числе самая современная вентиляционная система — для дегазации воздуха в шахте и вывода метана.
Представитель “Южкузбассугля” говорит, что трагедия разразилась в 14.10 по местному времени. До этого момента датчики показывали нормальное содержание метана, но вдруг его содержание в выработке резко увеличилось. Представитель пресс-службы администрации Кемеровской области Сергей Черемнов предположил, что к выбросу метана и его взрыву привело обрушение кровли в выработке.
Сигнальное оборудование предупредило шахтеров о взрыве, но было уже поздно. По вечерним данным МЧС, под завалами осталось свыше 200 человек, 74 из них погибли, 83 спасены, судьба остальных неизвестна.
Авария на “Ульяновской” стала крупнейшей в российской истории. В декабре 1997 г. 67 человек погибли на шахте “Зыряновская” в Кемерове; на шахте “Центральная” в Воркуте в 1998 г. — 27 человек; в сентябре 1997 г. на шахте рудника “Баренцбург” компании “Арктикуголь” — 23 человека.
Это не первая авария и на шахтах “Южкузбассугля”. 10 апреля 2004 г. на шахте “Тайжина” в Осинниках погибли 47 шахтеров, причина — та же, что у вчерашней аварии: внезапное обрушение пород и взрыв. 9 февраля 2005 г. при взрыве на шахте “Есаульская” погибли 25 человек — из-за неправильных, как установила госкомиссия, действий ответственных работников предприятия при ликвидации пожара.
Источник, близкий к угольной компании, говорит, что работа “Евраза” примерно на 45% зависит от поставок угля с “Южкузбассугля”. По его подсчетам, в 2006 г. “Евраз” потребил 4,9 млн т угля в концентрате, поставленного с “Южкузбассугля”.
“Ульяновская” производит больше 2 млн т угля в год, что в переводе на концентрат составляет 1,5 млн т. “Евразу” придется искать дополнительных поставщиков сырья — или “Южкузбассуглю” перенаправить поставки, заключает он.
Месяц простоя “Ульяновской” будет стоить “Южкузбассуглю” $1 млн, подсчитал Кирилл Чуйко из “Уралсиба”. Во второй половине этого года “Южкузбассуголь” может провести IPO, рассказывал “Ведомостям” знакомый с планами компании источник. Чуйко говорит, что регулярные аварии на шахтах компании вряд ли прибавят оптимизма потенциальным инвесторам.
В “Евразе” отказались отвечать на какие бы то ни было вопросы, связанные с аварией на “Ульяновской”. Не захотели говорить и менеджеры “Южкузбассугля”.
Рынка страхования шахт как такового в России нет, говорит заместитель гендиректора “Ингосстраха” Николай Галушин. Но на некоторых шахтах на Кузбассе сейчас происходит техническое перевооружение — собственники устанавливают дорогое оборудование, его стоимость измеряется десятками миллионов долларов. Имущество таких шахт владельцы, как правило, обязаны страховать, продолжает Галушин, поскольку оборудование куплено в кредит и является предметом залога.
В России очень сложно найти страховую емкость, чтобы обеспечить защитой имущество шахты и ответственность ее владельцев перед третьими лицами, объясняет гендиректор Национальной страховой группы (НСГ) Евгений Павленко.
Бывший топ-менеджер угольной компании знает, что компенсации семьям погибших будет выплачивать компания. А саму шахту “Южкузбассуглю”, скорее всего, придется восстанавливать на собственные деньги. Построить новую шахту с сопоставимым с “Ульяновской” объемом добычи может стоить $200 млн, заключает собеседник “Ведомостей”.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/03/20/122593