По заказу Spice Factory
Британцы инвестируют в российское кино
Иван Филиппов
Ведомости
20.03.2007, №48 (1822)Британская кинокомпания Spice Factory создает международный инвестфонд Global CineFund, в который привлечет до $150 млн. Из них 10% планируется потратить на съемки кино в России.
--------------------------------------------------------------------------------
Spice Factory на рынке с 1994 г. Компания специализируется на привлечении финансирования в проекты и оказании помощи при производстве фильмов. На счету Spice Factory 45 фильмов, среди которых “Венецианский купец” с Аль Пачино, “Мост святого Луи” с Робертом Де Ниро и Харви Кейтелем и “Голова в облаках” с Шарлиз Терон. С момента основания Spice Factory привлекла $500 млн на кинопроизводство.
--------------------------------------------------------------------------------
По словам управляющего директора Spice Factory Майкла Коуана, Global CineFund даст возможность инвесторам с минимальным риском вложить средства в производство кино и телевизионного контента. Создатели надеются найти до $150 млн. “10% от привлеченных средств будут инвестированы в производство российских фильмов”, — рассказывает Коуан. Средства будут вкладываться в фильмы “типа “Ночного дозора” и “Дневного дозора”. “Их проще продать на иностранных территориях”, — объясняет он.
Бизнес-модель фонда была оптимизирована таким образом, чтобы приносить высокую прибыль при минимальном риске в бизнесе, который традиционно ассоциируется с большими рисками и минимальной прибылью, рассказывает Коуан. Фонд не будет вкладывать в производство более 30% общего бюджета, при этом только на последней стадии. Также фонду будут полностью принадлежать все права на произведенный фильм на определенных территориях (Россия, Турция, Индия, Китай). Минимальная сумма инвестиции — $2,5 млн сроком на три года. По словам Коуана, согласно “консервативным прогнозам”, доходность фонда в первый год работы составит 24%, во второй — 32%, а в третий — 37%.
Если для инвесторов сотрудничество с фондом означает прибыль при минимальном риске, то для продюсеров картин Коуан обещает большую прибыль за счет международных продаж. За рубеж фильм лучше продавать на каждую территорию в отдельности, а не сразу все права на все территории, объясняет Коуан. “Если бы люди, снявшие "Ночной дозор", поступили так, а не заключили контракт с Fox Searchlight, они заработали бы гораздо больше денег”, — аргументирует он. Продажей фильмов будет заниматься принадлежащая Spice Factory компания Velvet Octopus. Доля фонда в прибыли будет ограничена 30%. “Если фильм прибыльный, продюсер получает 70% всей прибыли, если фильм проваливается, прибыль получает только фонд”, — резюмирует Коуан. Такая схема “добавит ответственности продюсерам”, считает президент “CTC Media” Александр Роднянский, который сомневается, что услуги фонда в России будут востребованы. “Последние деньги чаще всего идут на постпродакшн, — рассуждает продюсер Сергей Сельянов. — Если уже есть собранный фильм и он чего-то стоит, то найти недостающие средства сегодня можно в течение недели”. “Недостатка в инвесторах сегодня нет”, — подтверждает финансовый директор “Централ Партнершип” Сергей Шестаков. “Сложно эти деньги потом вернуть”, — замечает Сельянов.
Коуан же сравнивает таких инвесторов с игроками в казино и замечает, что вечно такая ситуация сохраняться не может. “В ближайшие полтора года все меньше людей будут готовы так рисковать деньгами”, — уверен Коуан. По его мнению, инвесторы будут выбирать способы вкладывать средства с минимальными рисками. “Самые крупные коммерческие продукты частично финансировались и делались по заказу крупных телеканалов, а они никуда с рынка не уйдут”, — парирует Шестаков. Он отмечает, что телеканалы заинтересованы в первую очередь в правах и предложенная фондом схема их вряд ли заинтересует. Коуан же замечает, что будет не только инвестировать в готовые проекты, но и готов запускать собственные.
--------------------------------------------------------------------------------
МЫ – ВАМ, ВЫ – НАМ
Российские компании тоже используют фонды при финансировании западного кино. Так, “Система масс-медиа” инвестировала $4 млн в фильм Вернера Херцога Rescue Dawn. По условиям сделки помимо вложенных денег СММ получает 30% выручки от проката картины. Вложенные средства возвращаются в первую очередь. До этого на аналогичных условиях СММ вложила $2 млн в фильм Вуди Аллена “Матч Пойнт”. Кроме того, СММ инвестировала в картины Goodbye Baffaba и Delirious. “Нас эта стратегия устраивает, мы надеемся что часть проектов будет скоро производиться и в России”, — резюмирует Дунаев
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/03/20/122632