Лица русской поэзииВ России бум поэзии: стихи теперь присылают на мобильник, печатают их на клубных флаерах, снимают на них клипы. Самое личное в литературе внезапно стало массовым и модным
Двадцать первого марта отмечается всемирный День поэзии. Сегодня стихи повсюду: в Интернете начало вещание литературное радио (www.litradio.ru), выходят два толстых поэтических журнала, “Арион” и “Воздух”, появилась крупная премия “Поэт”.
Самих поэтов не стало больше, но стихи их точно стали доступнее. Только вот какие имена стоит запомнить, за чьим творчеством имеет смысл следить? “Пятница” предлагает краткий путеводитель по русской поэзии (названия группировок в большинстве случаев условны и придуманы лишь для того, чтобы помочь читателю сориентироваться). Конечно, такой путеводитель по определению не может быть исчерпывающим и абсолютно точным: современная поэзия — живой и развивающийся организм, который никак не желает укладываться в жесткие рамки классификации. И это прекрасно.
1. Поэты из Политехнического
Современные поэтические реалии — средства массовой информации, интернет, реклама, сиюминутные новости. Это поэзия современного мегаполиса
--------------------------------------------------------------------------------
Имена: Андрей Вознесенский (род. в 1933), Евгений Евтушенко (род. в 1933), Белла Ахмадулина (род. в 1937), Роберт Рождественский (1932-1994). Все четверо вошли в поэзию в похожих обстоятельствах: начало 60-х, поздняя оттепель, вечера в Политехническом, когда главным форматом разговора с читателем были эстрада и площадь.
Как и о чем пишут: каждый из четверых занял свою нишу: Евтушенко отвечал за гражданственность (“Поэт в России больше чем поэт”), Вознесенский предпочитал языковые эксперименты (“Автопортрет мой, реторта неона”), Ахмадулина — утонченный лиризм. Рождественский работал во всех трех направлениях, впрочем, склонялся более всего к гражданской лирике и вслед за Маяковским строил стихи лесенкой. Евтушенко по-прежнему раз в год собирает своих почитателей в Политехническом, Вознесенский и Ахмадулина изредка печатают новые стихи, получают премии, крайне редко, но все же появляются на поэтических вечерах.
Цитата:
Вы застали меня живым
не на свалке, не на пьедестале.
Когда все вы трупами стали,
вы застали меня земным.
(Андрей Вознесенский, 2001)
2. “Ленинградцы”
Имена: Иосиф Бродский (1940-1996), из живущих — Дмитрий Бобышев (1936), Анатолий Найман (1936), Евгений Рейн (1935). Группа распалась еще до эмиграции Бродского (1972), но эту четверку всегда будут поминать в связке. Однако с ленинградской школой ассоциируется и бывший питерец Лев Лосев (1937). Все поэты продолжают работать. Найман за последние несколько лет выпустил более десятка новых книг, в том числе и несколько поэтических сборников. Бобышев помимо скандальных мемуаров “Я здесь” также опубликовал два сборника стихов, Евгений Рейн постоянно выступает в печати и появляется на вечерах (хотя в последнее время заметно реже).
Как и о чем пишут: Найман, Рейн и Бобышев были младшими современниками Ахматовой, и ее влияние сказывается в их творчестве до сих пор в тяге к зрительным образам, предметным деталям, прозрачным ритмам. Поэтическая родина Лосева иная: классическая русская поэзия, штампы советской эпохи, проза жизни, растворяющаяся в стихах (“Корова телится, ребенок серится, портянки сушатся, щи кипят”).
Цитата:
Я знал четырех поэтов.
Я их любил до дрожи
губ, языка, гортани,
я задерживал вздох,
едва только чуял где-то
чистое их дыханье.
Как я любил их, боже,
каждого из четырех!
(Анатолий Найман, 2000)
3. Традиционалисты
Имена: Сергей Гандлевский (1952), Алексей Цветков (1947), Бахыт Кенжеев (1950), Михаил Айзенберг (1948). Гандлевский публикует два-три стихотворения в год, Кенжеев выпускает по книге стихов в каждые два года; последняя — “Вдали мерцает город Галич” (2006). Цветков после длительного молчания выпустил сборник “Шекспир отдыхает” (2006) и опять замолчал. Айзенберг публикуется в литературных журналах, пишет эссе, составляет поэтические антологии.
Как и о чем пишут: в их стихах воспоминания и наблюдения над жизнью. У Гандлевского — аскетичные и грустные, у Айзенберга — печальные и поучительные, у Кенжеева — ироничные, у Цветкова — жутковатые. Они осваивают богатое наследство, оставшееся от классической русской поэзии. Зрение и слух читателя ласкают четверостишия и строфы, большие буквы в начале каждой строки и знаки препинания внутри текста, ямбы и хореи, рифма и ритм.
Наверное, требуется немалое мужество, чтобы сохранить структуру и интонацию традиционного стихотворного текста в век sms-орфографии и онлайн-дневников.
Цитата:
День-деньской он чёрт-те где слонялся
Вечно не у дел.
Спать охота — чтобы дуб склонялся,
Чтобы голос пел.
(Сергей Гандлевский, 2005)
4. Концептуалисты
Имена: Д. А. Пригов (1940), Лев Рубинштейн (1947), Тимур Кибиров (1955). Д. А. Пригов начинал как художник и “антипоэт”, прилюдно сжигавший свои рукописи, а стал успешным скульптором и гуру литературно-художественного концептуализма. Лев Рубинштейн — изобретатель жанра “стихи на карточке”, выпустивший первую книжку-каталог в конце 1980-х, ныне известный эссеист, автор “Пятницы” и вдобавок еще певец, трогательно исполняющий советское ретро. На этом фоне “настоящим поэтом” выглядит Тимур Кибиров, по-прежнему печатающийся в журналах и выпускающий сборники стихов (очередной скоро выйдет в издательстве “Время”).
Как и о чем пишут: концептуалисты экспериментируют с поэтической формой и содержанием, демонстрируя читателю, как и из чего делается поэзия. Они с удовольствием пародируют все литературное наследие, а также человеческие устремления, “добро”, “красоту”. Пародируют они и привычные способы чтения, изобретая всевозможные книжки-каталоги, книжки-“моталки” и стихи на карточках. Этим авторам важны не образы и метафоры, а материал и взаимоотношения с читателем, который часто становится у них зрителем. Концептуализм — это больше поэзия действия, чем поэзия слова.
Цитата:
Идеалы убежали,
Смысл исчезнул бытия,
И подружка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
(Тимур Кибиров, 2006)
5. Круг “Вавилона”
Имена: Дмитрий Кузьмин (1968) — поэт, издатель, создатель литературного альманаха “Вавилон” и онлайновой библиотеки современной литературы “Вавилон” (www.vavilon.ru), главный редактор поэтического журнала “Воздух”. Мария Степанова (1972), Михаил Гронас (1970), Станислав Львовский (1972), Линор Горалик (1975), Александр Скидан (1965). Большая часть “вавилонян” хорошо знает творчество друг друга и составляет зыбкую литературную среду, в которой автор одновременно и читатель.
Как и о чем пишут: изощренные эксперименты с внутренней рифмой (Станислав Львовский). Эти авторы всеядны: в качестве “учителей” называют английских и американских послевоенных поэтов, пишут о политических событиях и личных переживаниях, о войне в Чечне и о походе в магазин за хлебом. Современные реалии — медиа, Интернет, реклама, сиюминутные новости — важная часть их языка. Это поэзия современного мегаполиса.
Цитата:
Жители Беслана протестуют слабо,
начальство им велело:
разойдись, раз-два.
На бойлерной написано: “Алина жаба”.
Издали читается: “Алина жива”.
(Дмитрий Кузьмин, 2005)
6. Поколение “Дебюта”
Имена: Данила Давыдов (1977) — поэт, прозаик, публицист, филолог, первый лауреат Независимой литературной премии “Дебют” (для авторов младше 25 лет, пишущих на русском языке) в 2000 году. И другие лауреаты той же премии: Татьяна Мосеева (1983), Ксения Маренникова (1981).
Как и о чем пишут: мелкие подробности собственной жизни, невнятные читателю, тексты sms и электронных писем, сетевая культура, рекламные ролики, объявления в метро и новости вперемешку с любовной истерикой, библейскими озарениями и трагическим мироощущением — тот материал, из которого складывается поэзия “дебютантов”.
Цитата:
За час можно выдумать сто кораблей
за час можно получить пятьдесят рублей
только очень холодно и я дрожу
извини, я тебе никогда не рожу
можно сделать минет и написать сонет
можно тыщу раз упомянуть твоё имя всуе
они рисуют, я смотрю, как они рисуют
у кого-то получается,
у кого-то нет
(Татьяна Мосеева, 2005)
7. Эстрадники
Имена: Лариса Рубальская (1945), Владимир Вишневский (1953).
Поэты, чьи стихи издаются массовыми тиражами и позволяют авторам существовать на литературные гонорары. Оба — частые гости больших концертных залов и телепрограмм.
Как и о чем пишут: песни на стихи Ларисы Рубальской поют Филипп Киркоров (“Виноват я, виноват”), Ирина Аллегрова (“Транзитный пассажир”, “Угонщица”), Татьяна Овсиенко (“Морозов”). Вишневский — автор шуток в стихах и коронных одностиший, часто с отчетливым эротическим оттенком (“О, как внезапно кончился диван!..”)
Цитата:
Все в жизни бывает, и все может быть,
Из нас только пленник в ней каждый.
И главное — просто кого-то любить,
А все остальное не важно.
(Лариса Рубальская, 2002)
--------------------------------------------------------------------------------
5 событий
Всемирного дня поэзии в Москве
Напряженные жизненные обстоятельства“поэтический вечер Андрея Родионова
Крикун Родионов читает свои стихи о помойках и алкоголиках отлично. Для тех, кто любит, чтобы было громко, страшно и весело.
16 марта, 20.00, театр “Практика” (Б. Козихинский пер., 30)
“Появление героя”
Моноспектакль Льва Рубинштейна, который, как и двадцать лет назад, будет перетасовывать свои карточки. Впрочем, эта карточная колода Рубинштейна почему-то не надоедает.
17 марта, 20.00, театр “Практика”
“Поэты+видео”
В программе: Максим Амелин, Дмитрий Тонконогов, Глеб Шульпяков, а также видеоклипы на их стихи. Клип на стихи Шульпякова представляет собой движущийся фотомонтаж. Старые дворики Замоскворечья сняты с разных точек, и фотографии пущены подряд, как в кинофильме. Получается занятный эффект: неподвижные предметы плавно проплывают, словно их снимали на ходу обычной кинокамерой, зато машины, собаки и прохожие движутся так стремительно, что глаз едва успевает их зафиксировать. Внизу кадра постепенно возникают стихотворные строки — так, словно автор невидимой рукой пишет их на экране.
19 марта, 19.00, “Клуб на Брестской” (2-я Брестская ул., 6, вход с 1-й Брестской ул.)
“Пункт назначения” поэтический вечер Елены Шварц
Елена Шварц — один из самых незаурядных и уважаемых поэтов питерского андеграунда. Стихи ее не публиковались в России вплоть до 1989 года, зато теперь выходят двухтомники. Эти жесткие, порывистые и временами нарочито шершавые стихи рассчитаны на тех, кто любит изысканную, интеллектуальную поэзию. Послушать автора, называющего поэзию “танцем без ног”, им наверняка будет интересно. К тому же в Москву “танцующий” автор приезжает редко.
21 марта, 19.00, клуб “Улица ОГИ”, ул. Петровка, 26, стр. 8. Вход — 50 руб.
Фестиваль поэзии “Воздух”
В клубе выступят поэты самых разных поколений и направлений: Мария Степанова, Светлана Кекова, Линор Горалик, Демьян Кудрявцев, Юлия Идлис, Елена Костылева, Татьяна Мосеева, Станислав Львовский.
Поэтов читают: Дуня Смирнова, Иван Дыховичный, Иван Вырыпаев, Ирина Богушевская, Маша Гессен, Дина Корзун, Псой Короленко.
24 марта, 17.00, клуб “Б2”, Б. Садовая ул., 8
Майя Кучерская, Юлия Идлис
Для Пятницы
Фото: ОЛЕГ НИКИШИН, ВЛАДИМИР ПЕСНЯ/EPSILON, ЕФИМ ГРОСМАН, PHOTOXPRESS
№ 9 (46) 16 марта 2007
http://friday.vedomosti.ru/article....2007/03/16/9055