Демиург в огороде
Майя Кучерская
Ведомости
14.03.2007, №44 (1818)В кафе “Жан-Жак” позавтракали писатели и журналисты. Часть собравшихся выступала в двойном качестве — за столом сидели писатели, которые занимаются журналистикой. Или наоборот? Журналисты, которые пишут книги. Это и обсуждалось. Третье качество не обозначалось вслух, но подразумевалось — за утренним кофе собрались еще и “читатели”, профессиональные, конечно, ведь гости были не просто журналистами, которые пишут книги, но и журналистами, которые пишут о книгах.
Александр Архангельский, Александр Гаррос, Анна Старобинец, Маша Трауб и книжный обозреватель “Ведомостей” отвечали на вопросы модератора встречи — Константина Мильчина. Обсуждались больные для любого писателя-журналиста темы: что, сочинительство или журналистика, доходней, престижней, что чему больше мешает (или помогает?), кого вообще можно называть писателем и не устарело ли это понятие.
Архангельский, автор 12 книг (от школьного учебника до исторического романа), заметил, что журналистика обладает значительно большим влиянием. Зато литература дает возможность равноправного собеседования с читателем, и, хотя журналистика пока заметно доходней, статус писателя в обществе выше.
С этим согласились все, кроме автора женских романов Маши Трауб, которая заметила, что быть писателем непрестижно, а еще — что она вполне безбедно существует на литературные гонорары. Это вывело дискуссию на другой виток — как на образ и статус писателя повлияло появление коммерческой литературы. Ведь изготовителя книг-однодневок и писателем-то язык не поворачивается назвать. Вместе с тем и на поле массового жанра работают качественные авторы.
Издательская группа “АСТ”, организовавшая этот завтрак, быть может и невольно, указала на действительно актуальную тенденцию.
С одной стороны, все больше журналистов стремятся стать писателями и с какой-то трогательной тщательностью собирают и издают сборники своих газетных и журнальных колонок. Хочется полноценной книги и прописки в вечности, а не рассыпанных по пыльным подшивкам заметок. С другой — и писатели начинают публиковать в глянце колонки, идут работать в СМИ. Кажется, это полезно обоим цехам. Существует шанс, что в соседстве с выверенным писательским текстом, той же колонкой например, и поспешное журналистское слово подтянется, станет красивее, острее и глубже. Вместе с тем когда писатель бежит брать интервью у заезжей звезды, он учится видеть другого и избавляется от профессионального заболевания литераторов — нарциссизма, из пастыря народов превращается в человека. Ну да, автора книг. “Просто работа такая — книжки писать”, как было замечено на том же обсуждении.
Есть что-то обаятельное в демиурге, лихо спрыгивающем с облака и берущемся копать огород
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/03/14/122240