Победа в бумаге
“Единой России” нужно большинство, чтобы не зависеть от коммунистов
Валерий Панюшкин
Ведомости
12.03.2007, №42 (1816)Вчера в Санкт-Петербурге прошли выборы в законодательное собрание. Победила “Единая Россия”. 10% “Единой России” принесла форма избирательных бюллетеней, считают политики.
С утра в воскресенье на Невском проспекте появились молодые люди в белоснежных жилетах с ярко-красной цифрой “1” на груди и на спине. Это были агитаторы. Они призывали молодежь пойти на выборы и обещали, что всякий, кто проголосует, может бесплатно скачать в свой мобильный какую-то там модную мелодию. Их акция называлась “Стань первым”.
Первый — это номер “Единой России” в избирательном бюллетене. Руководитель фракции “Единая Россия” в Законодательном собрании Санкт-Петербурга Вадим Лопатников на вопрос, не агитация ли акция “Стань первым”, запрещенная в день выборов, отвечал, что, во-первых, ничего про эту акцию не знает, во-вторых, что акция призывает не голосовать за “Единую Россию”, а просто призывает голосовать, и в-третьих, что эта акция, вероятно, провокация оппозиционеров, чтобы обвинить потом “Единую Россию” в нарушении закона о выборах. Лопатников пожаловался, что против “Единой России” много провокаций по всему городу, но как-то не знал в точности, где именно и какие именно провокации.
Представители других партий говорили, что с самого утра их избирателям стали звонить неизвестные люди, извиняться, сообщать, что в последний день их кандидат снял с выборов свою кандидатуру и приходить голосовать, стало быть, нет никакого смысла.
Лидер списка партии “Справедливая Россия” Оксана Дмитриева пришла голосовать в ту самую школу на проспекте Стачек, где училась 10 лет. Дмитриеву тут же стала горячо обнимать пожилая женщина: “Оксаночка, мы за вас голосовали, — заплакала она и, обернувшись к избирательной комиссии, добавила: — У Оксаны тут родители живут”. Будто избирательная комиссия должна быть снисходительнее к Дмитриевой, раз у нее, несмотря на успешную политическую карьеру, родители живут на проспекте Стачек.
Дмитриева бабушку-то благодарила, но все косилась на молодых людей у входа. Они объяснили ей, что являются добровольной народной дружиной, но не смогли сказать ни кто рекрутировал их, ни на каком основании они следят за порядком на избирательном участке.
“Я думаю, — говорила Дмитриева, — что эти молодые люди ждут здесь, чтобы уехали журналисты, и когда журналисты уедут, они начнут "карусель". Знаете такую технологию вброса?”
“Карусель” выглядит так: специально нанятый избиратель не опускает бюллетень в урну, а выносит его с избирательного участка. Бюллетень заполняют и предлагают следующему избирателю за небольшое вознаграждение опустить его в урну, а свой чистый бюллетень отдать на “карусель”. Чистый бюллетень заполняют — и т. д. У Дмитриевой есть сведения, что на большинстве участков в Петербурге организуются небольшие “карусели”, человек по 30. Отследить невозможно: они быстро заканчиваются, и юристы оппозиционных партий просто не успевают приехать на участок, чтобы запротоколировать нарушение. Дмитриева посчитала, что эти маленькие “карусели” должны принести “Единой России” в целом по городу 50 000 голосов, а при небольшой явке по городу это может дать 5% и больше. Низкая явка выгодна “Единой России”, продолжала Дмитриева, поэтому выборы совершенно не рекламировались, несколько плакатов на Невском — не в счет.
Лопатников возражал: “Как это избирателей не призывали голосовать! Вот же в самый день выборов проходит на Невском акция "Стань первым"!”
Главный подвох еще накануне, в субботу, разъяснял в горкоме КПРФ лидер списка коммунистов Иван Мельников: выборы в Петербурге формально проводятся по партийным спискам, а на самом деле — по одномандатным округам. В горкоме Мельников вручал детям лет по 18 — активистам, помогавшим в избирательной кампании, — памятные подарки: кепку и шарфик. Мельников называл детей “золотом партии” и смущался, когда активистки целовали его в щеку.
И только когда дети ушли, Мельников стал рассказывать.
Вражда “Единой” и “Справедливой России” отражает реальную вражду группировок во власти, сообщил он. Раскол существует и на уровне городских властных структур, и на уровне структур силовых. Именно этим объясняется огромное количество черного пиара. Одна половина петербургской милиции прикрывает черных пиарщиков “Единой России”, другая — черных пиарщиков “Справедливой России”. Невозможно представить себе, что в законодательном собрании они будут голосовать солидарно. Если бы выборы прошли честно, решения законодательного собрания фактически зависели бы от того, объяснил Мельников, на сторону какой “России”, “Единой” или “Справедливой”, встанут коммунисты. В этих условиях “Единая Россия” вынуждена брать парламентское большинство любой ценой.
Помимо “карусели” на этих выборах в Петербурге применена была и новая технология фальсификации, продолжал Мельников: в бюллетень для голосования, кроме названия партии и трех лидеров ее списка, внесена была четвертая фамилия. Это фамилия депутата, который закреплен от партии за данным округом. У “Единой России” — 28 действующих депутатов, они известны в своих округах, они последние четыре года распределяли среди избирателей своего округа так называемый “депутатский фонд”, 60 млн руб. в год. У “Справедливой России” таких депутатов семь. У прочих партий — ни одного.
Были у “Яблока”, но “Яблоко” сняли с выборов.
На деньги депутатского фонда депутаты распределяли продуктовые заказы среди пенсионеров, поддерживали школы и организации блокадников. Рейтинг “Единой России” в Петербурге, как знает Мельников, не превышает 35%, а вот рейтинг отдельных депутатов в своем округе — больше 60%. Подмена голосования по партийным спискам фактическим голосованием по одномандатным округам, посчитал Мельников, принесет “Единой России” минимум 10%.
Лидеры других партий согласны, что внесение четвертой фамилии в избирательный бюллетень принесет “Единой России” 10% голосов. ЛДПР оспорила бюллетень в суде и проиграла, и на этом основании суды не принимают теперь исков от других партий по поводу бюллетеня. Мельников утверждает, что ЛДПР нарочно подала в суд, нарочно проиграла его и нарочно не подает апелляции, чтобы помочь “Единой России”.
Даже Вадим Лопатников не спорил, что четвертая фамилия в бюллетене принесет его партии 10%, а только говорил, что избиратель имеет право знать депутата. Будто не “Единая Россия” в Госдуме голосовала против этого права, отменяя выборы по одномандатным округам.
Мельников и Дмитриева, не сговариваясь, заявили, что рейтинг “Единой России” в Петербурге — 35%, а на выборах она получит 45%. Оппозиционеры уверены, что итоги голосования не совпадут с данными exit pools. “Единая Россия” проводила exit pools и обещала предварительные данные в 14.00, но ничего не сказала и в 20.00.
А еще оппозиционеры Мельников и Дмитриева констатировали, что “Единая Россия” оказала сама себе медвежью услугу: всерьез стала бороться со “Справедливой Россией”, как бы признав, что партия Сергея Миронова существует и что она оппозиционная. “Эсерка” говорила это с радостью, а коммунист — с грустью.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/03/12/122104