“Лукойл” купит 200 заправок в Польше
Александр Тутушкин
Ведомости
12.03.2007, №42 (1816)В ближайшие годы “Лукойл” планирует более чем втрое увеличить количество своих автозаправок в Польше. Аналитики отмечают, что это соответствует стратегии развития компании, но справиться с этой задачей “Лукойлу” будет нелегко.
--------------------------------------------------------------------------------
“Лукойл” — крупнейшая нефтяная компания России. В 2006 г. добыла 95,2 млн т нефти и переработала 53,87 млн т. Владеет восемью НПЗ общей мощностью 58,5 млн т нефти в год, в том числе тремя — в Восточной Европе. У компании 5830 АЗС в 18 странах мира. Консолидированная выручка “Лукойла” по US GAAP за девять месяцев 2006 г. составила $51,46 млрд, чистая прибыль — $6,44 млрд. Топ-менеджеры компании контролируют 20,6% ее акций. У ConocoPhillips — 20%, у российских физлиц — 3,9%, остальные бумаги обращаются на биржах.
--------------------------------------------------------------------------------
“Лукойл” планирует существенно расширить свою автозаправочную сеть в Польше, сообщило в пятницу агентство Bloomberg со ссылкой на польскую газету Puls Biznesu. Как заявил заместитель директора польского представительства компании Владимир Зандер, к концу текущего года “Лукойл” намерен количество своих АЗС в этой стране довести до 100, а в течение последующих нескольких лет — до 300.
Сейчас в Польше компания владеет 87 заправками, из которых 83 под брендом Jet она приобрела в конце прошлого года у своего партнера — американской ConocoPhillips и четыре — у британской ВР в начале 2007 г. Так что до ведущих игроков польского рынка российской компании еще далеко. Лидером здесь является местный оператор PKN Orlen — 1920 АЗС, польская Grupa Lotos владеет примерно 330 станциями, BP принадлежат около 300 АЗС, англо-голландской Royal Dutch Shell — около 200, столько же — норвежской Statoil.
“Польский рынок нефтепродуктов входит в зону стратегических интересов "Лукойла" наряду с другими странами Восточной и Центральной Европы, а также Балтии”, — пояснил “Ведомостям” заместитель начальника департамента “Лукойла” по инвестиционному анализу и отношениям с инвесторами Геннадий Красовский. По его словам, в этих регионах компания хотела бы довести свою долю рынка до 10-15% при обязательном соблюдении параметров экономической эффективности приобретений. “В идеале мы хотели бы доводить до конечного потребителя все производимые нами нефтепродукты”, — резюмирует Красовский.
Аналитик Альфа-банка Андрей Федоров отмечает, что согласно десятилетней стратегической программе “Лукойла” компания намерена вложить в развитие нефтепереработки за рубежом $12 млрд, при этом в Европе перерабатывающие мощности планируется нарастить на 13-16 млн т, что почти вдвое больше, чем сейчас. “Поэтому максимально возможное расширение сбытовой сети выглядит вполне естественным, — рассуждает эксперт. — Компания не хочет терять деньги на оптовых продажах своих нефтепродуктов”. По его мнению, именно недостаточное развитие розничных сетей может стать сдерживающим фактором в увеличении перерабатывающих мощностей. Федоров полагает, что заполучить 300 АЗС в Польше было бы большим достижением для “Лукойла”. “В этой стране компания имеет репутацию структуры, близкой к российским властям, поэтому расширяться на местном рынке ей будет очень сложно”, — отмечает Федоров.
О политических препятствиях говорит и начальник аналитического отдела ИК “Брокеркредитсервис” Максим Шеин. Он напоминает, что несколько лет назад “Лукойлу” не позволили купить Гданьский НПЗ, а нынешнее руководство страны по отношению к России настроено еще более негативно, чем тогда. Так что если “Лукойлу” удастся расширить свою сеть в Польше, то лишь за счет покупки заправок у западных компаний, прогнозирует эксперт
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/03/12/122082