Назначение с секретом
Анастасия Корня
Ведомости
19.02.2007, №29 (1803) Новый вице-премьер Сергей Нарышкин будет отвечать не только за интеграционные процессы на постсоветском пространстве, но и курировать транзит и поставки газа в страны СНГ — один из самых тяжелых вопросов для Кремля. Добьется ли Нарышкин успеха, будет зависеть от его реальных полномочий, говорят эксперты.
--------------------------------------------------------------------------------
Сергею Нарышкину 52 года. С 1992 по 1995 г. он работал начальником отдела в комитете экономики и финансов мэрии Петербурга (его тогда возглавлял Путин). С февраля 2004 г. — замначальника экономического управления администрации президента, а с марта 2004 г. — замруководителя аппарата правительства. Осенью того же года он возглавил аппарат правительства. С 2004 г. он входит в совет директоров “Роснефти”, “Совкомфлота”, с 2005 г. возглавляет совет директоров ОАО “Первый канал”.
--------------------------------------------------------------------------------
В минувшую пятницу премьер Михаил Фрадков разъяснил, чем будет заниматься на посту вице-премьера руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин. Президент Владимир Путин в пятницу говорил, что Нарышкину предстоит сосредоточиться на внешнеэкономической деятельности, и прежде всего на направлении СНГ. Фрадков отметил, что в этой сфере “масса вопросов”, и напомнил о больших интересах России в СНГ, Едином экономическом пространстве (ЕЭП) и ЕврАзЭС.
Нарышкин признался, что на посту зампреда правительства будет заниматься расширением участия российских компаний в международной интеграции, а также укреплением объединительных процессов на пространстве СНГ, передает “Интерфакс”. Источник, близкий к правительству, полагает, что именно Нарышкин теперь будет курировать энергетическое сотрудничество со странами СНГ, в том числе вопросы транзита и поставок газа в ближнее зарубежье. “Раньше этим частично занимался Дмитрий Медведев как председатель совета директоров "Газпрома". Но сейчас решено, что ему хватает социалки”, — добавляет источник.
Последние годы страны СНГ все меньше находят общий язык как в политических, так и в экономических вопросах. Грузия и Украина не раз намекали на возможность выхода из СНГ, а Молдавия, Казахстан и Белоруссия критиковали содружество за низкую эффективность.
В конце сентября 2006 г., после ареста российских офицеров в Тбилиси, резко обострились отношения России и Грузии. Москва прекратила транспортное и почтовое сообщение с Тбилиси, приостановила выдачу виз гражданам Грузии и приступила к депортации нелегальных грузинских мигрантов.
С 2005 г. Москва объявила о переходе на рыночные принципы в вопросах поставки энергоносителей в соседние страны, что спровоцировало кризис в отношениях России с рядом стран СНГ. После того как “Газпром” в начале 2006 г. решил поднять цену с $50 до $230 за 1000 куб. м газа для Украины и отказался от бартерной оплаты транзита, разгорелась газовая война между Москвой и Киевом. Конфликт удалось разрешить в течение трех дней, но в итоге Украина резко сократила потребление российского газа. С января 2007 г. Москва ввела экспортную пошлину на нефть в $180,7 за 1 т для Белоруссии, а Минск ответил введением транспортной пошлины. В итоге “Транснефть” перекрыла поставки нефти, что привело к ограничению европейских потребителей. Спустя несколько дней поставка нефти в Европу возобновилась, но на Западе вновь усомнились в надежности России как поставщика энергоресурсов.
Ответить на вопрос, удастся ли Нарышкину сгладить острые углы, представители соседних государств не берутся — они нового вице-премьера просто не знают. В Белоруссии Нарышкин малоизвестен, говорит председатель комитета по международным делам верхней палаты белорусского парламента Николай Чергинец. Нарышкин никак не проявил себя ни в ходе последнего российско-грузинского кризиса, ни в российско-грузинских отношениях в целом, соглашается председатель комитета по международным делам парламента Грузии Константин Габашвили. По словам украинского политолога и депутата Верховной рады Дмитрия Выдрина, новый вице-премьер мало известен украинской политической и бизнес-элите.
Назначение Нарышкина объясняется прежде всего соображениями аппаратного характера — оно является компенсацией Фрадкову за остальные назначения, которые премьеру “явно в пику”, говорит источник, близкий к Кремлю. Нарышкин — один из немногих, с кем у главы кабинета нормальные отношения, и к тому же Фрадков давно хотел, чтобы кто-то отдельно занимался внешней торговлей, добавляет источник. Сейчас вопросами внешней торговли ведает Минэкономразвития Германа Грефа, с которым у Фрадкова сложились напряженные отношения.
Россия обречена на использование энергетики во внешней политике и, если Нарышкин всерьез возьмется за переговорный процесс, центр дипломатии может переместиться из МИДа в его компетенцию, уверен редактор журнала “Россия в глобальной политике” Федор Лукьянов. Он отмечает, что потенциал давления на соседей ценовым инструментом практически исчерпан, необходима скоординированная переговорная работа. Но дадут ли Нарышкину рычаги влияния и полномочия, еще вопрос, предупреждает Лукьянов. (В подготовке материала участвовали Екатерина Дербилова, Филипп Стеркин, Василий Кашин, Елена Руднева.)
--------------------------------------------------------------------------------
ТУРКМЕНИЯ ЗА РОССИЮ
В своем первом интервью русскоязычному СМИ — журналу “Туркменистан” новый президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов заявил, что поддерживает развитие российско-туркменского экономического сотрудничества, в том числе в несырьевых секторах. Внутри страны Бердымухаммедов намерен проводить политику поддержки малого бизнеса, повышения социальной защищенности населения и постепенной демократизации общества.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/02/19/121012