“Тигры” путают следы
Лауреаты Роттердамского фестиваля снимают кино критическое и социальное, но иногда слишком фестивальное
Евгений Гусятинский
Для Ведомостей
05.02.2007, №19 (1793)РОТТЕРДАМ — Хотя российская картина в конкурсе фестиваля прошла с большим успехом (о фильме Екатерины Гроховской “Человек безвозвратный” “Ведомости” писали в № 18 от 2 февраля), фестивальные награды достались немецкому, датскому, малайзийскому и бразильскому фильмам. В 36-й раз Роттердамский фестиваль выполнил свою магистральную задачу — поддержать молодое авторское кино со всех концов света.
В конкурсной программе Роттердамского фестиваля — только дебютные и вторые фильмы режиссеров. “Тигров” вручают трем лучшим фильмам. В этом году жюри под председательством Пирса Хандлинга (директора крупнейшего в мире кинофестиваля в Торонто), поделив одну из премий, вручило целых четыре награды.
Один из “Тигров” достался немецкому фильму “Непричесанная” (The Unpolished) Пии Маре, повествующему о метаниях девочки-подростка, чей отец только что вышел из тюрьмы и вновь принялся на пару с женой торговать наркотиками. Это немаргинальное, цепляющее кино о маргинальных героях, которые хотят вписаться в общество, но, получив от него вежливый отказ, запутываются в себе и отчаиваются еще больше.
В Германии такие фильмы — резкие, прямые и социально заостренные — снимаются из года в год. Помимо этих качеств в “Непричесанной” есть еще и безысходность, но связана она не с авторским взглядом, уверенным и цепким, а с элементарным недостатком драматургии — история практически стоит на месте, складываясь из сцен-наблюдений. На помощь приходят отличные артисты и прежде всего юная актриса, сыгравшая любовь и привязанность к ненавистному миру, к жестоким и несчастным родителям тонко и смело, эмоционально и без сантиментов.
Второй “Тигр” ушел к малайзийской мелодраме “Любовь завоевывает все” (Love Сonquers All), снятой как бы с плеча, без концептуальных придумок, зато с подкупающей естественностью и спонтанным, ненатужным юмором.
Третий “Тигр” был поровну поделен между датской лентой AFR Мортена Хартца Каплерса и “Болотом чудовищ” (Bog of Beasts) бразильца Клаудио Ассиса.
В датском фильме ведется расследование политического убийства. Это парадоксальная смесь из настоящих и поддельных фактов, реальных и придуманных событий, хроники и фантазии. С помощью таких комбинаций режиссер вскрывает механизмы взаимовлияния масс-медиа и современной политики. Его правдивая ложь и лживая правда запутывают зрителя и вырабатывают у него критическую позицию по отношению к показанным событиям, к самому кинематографу, еще одному средству манипуляции, к документалистике, не менее обманчивой, чем игровое кино, к видимой реальности, которой тоже доверять не стоит…
Что касается бразильского фильма “Болото чудовищ”, то этот расчетливый фильм без лишней скромности отвечает всем стереотипам фестивального кино. Брутальный секс, немотивированное насилие, природная дикость, сдобренные национальной спецификой, — эти дешевые аттракционы якобы направлены на то, чтобы привлечь внимание мира к проблемам сексуальной эксплуатации женщин в Бразилии. Главная героиня — девочка, которую родной дед ежедневно раздевает перед толпой местных мужиков у подножия церкви. Этот заработок не мешает ему на следующее утро рассуждать о стыде и морали. Параллельно молодые герои смотрят старое порно, пьют напропалую, а вечерами жестоко измываются над своими подругами, которые уже к этому привыкли. Но гуманистические амбиции, заявленные режиссером перед премьерой, входят в явный клинч с его откровенно мачистским, почти шовинистским темпераментом и инфантильной, если не гормональной, режиссурой. Тон в ней задает интерес к скандальности, а не рефлексия и дистанция. Авторское желание продемонстрировать свои технические умения — отличиться в построении кадра и мизансцены — задвигает и сюжет, и персонажей на дальний план. Реальная бразильская деревня, нищая и находящаяся в упадке, становится натурой для дизайнерских картинок, которые в лучшем случае вызывают туристическую эйфорию, вынуждая позабыть о человеческой проблематике и абстрактном, натянутом пафосе ленты.
Конкурс — не самая сильная сторона Роттердама, одного из самых насыщенных кинофестивалей в мире. Даже узконаправленный синефил найдет тут кино себе по вкусу. Но и ему придется делать выбор — проводить день за просмотром девятичасового филиппинского фильма, поглощать стремительные цифровые эксперименты из Юго-Восточной Азии или подробно изучать несохранившуюся “Дохунду” русского классика Льва Кулешова, восстановленную киноведом Николаем Изволовым на основе режиссерских рисунков, раскадровок и фотографий с репетиций. Музейный, истинно синематечный проект Изволова “Гиперкино” посвящен реконструкции старых русских фильмов. В его программе также показали кулешовский дебют “Проект инженера Прайта” и дореволюционную агитку “Пьянство и его последствия”, в которой свою первую роль сыграл Иван Мозжухин, звезда русского раннего кино.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/02/05/120151