Участники антикварного бизнеса ожидают в этом году новых ценовых рекордов
читать дальше
Как утверждают торговцы антиквариатом, в последние месяцы в индустрии продажи предметов старины наблюдается необычайное оживление. Судя по всему, в условиях нестабильности на рынке недвижимости и в банковском секторе антиквариат стал неплохой альтернативой для вложения притекающих в страну нефтедолларов. По мнению владельцев антикварных галерей, даже если не брать в расчет высокие цены на нефть, цены продолжат расти в среднем на 10–15% в год. Правда, интересно, что с законодательной точки зрения столь прибыльная и динамично развивающаяся отрасль экономики пока еще никак не регламентирована, а недавняя отмена лицензирования еще больше облегчила работу недобросовестным арт-дилерам. В результате на арт-рынке по-прежнему обращается огромное количество фальшивок, а оборот, например, легального рынка современного искусства (contemporary art) составляет не более 10 млн долл. в год – сумма просто смехотворная по масштабам западных рынков.
Одна из причин роста цен на рынке антиквариата вполне объективна – это ограниченность предложения. Причем с течением времени количество ценных предметов только уменьшается. При этом законы рынка очень субъективны, и цены на нем формируются скорее стихийно, нежели систематически. «Единственное, что можно сказать с абсолютной уверенностью, это то, что дорожают, как ни странно, исключительно дорогие предметы искусства. Средние или дешевые вещи растут в цене гораздо медленнее – таковы законы рынка предметов роскоши, – сказал RBC daily Александр Мраморнов, глава компании «Квадра-а», официального представительства германской фирмы Lindner. – Если еще недавно можно было играть на разнице цен на западном и на российском антикварных рынках, то сейчас цены в России практически сравнялись с мировыми, что лишило подобные операции всякого смысла». По словам участников антикварного рынка, если раньше было выгодно скупать российский антиквариат «по дешевке», а потом выгодно перепродавать его на Западе, то теперь этим уже никто не занимается, поскольку это больше не приносит прибыли. Гораздо выгоднее в будущем, возможно, будет привозить предметы искусства из-за рубежа в Россию, поскольку, как показывает практика, потенциальные покупатели находятся именно здесь (об этом свидетельствует и недавно прошедший в Москве Первый международный салон изящных искусств – Moscow Fine Art Fair, – на который приехали 22 ведущие европейские антикварные галереи).
В последние месяцы к этому добавились и иные факторы, подхлестнувшие рост цен. В силу нестабильности на российском рынке недвижимости и в банковском секторе и благодаря существенному притоку нефтедолларов в страну антикварная торговля этим летом переживает очередной бум. «Мы зафиксировали невероятный взлет активности – примерно на 30–40% – на наших летних аукционных торгах, что абсолютно нехарактерно для этого времени года, – сказали RBC daily в крупнейшем российском аукционном доме «Гелос». – В конце этой недели мы проводим еще один крупный аукцион (один из главных аукционов года – так называемый Аукцион сезона), от которого ждем еще большего эффекта». При этом представители аукционного дома особенно подчеркивают, что эти капиталовложения абсолютно оправданы. «Нужно отметить, что вложения в антиквариат всегда выгодны. Цены на русское искусство стабильно растут, а если рассматривать антикварный рынок в целом, то вероятная прибыль на нем может оцениваться в районе 20–30% в год (а в некоторых случаях проценты могут исчисляться и сотнями)», – отмечает президент аукционного дома «Гелос» Олег Стецюра. Если говорить более предметно, то наиболее выгодными сегодня являются вложения в живопись, прежде всего в полотна художников-академистов – Коровина, Шишкина, Айвазовского, Саврасова и др. Стоимость таких картин, по оценкам аналитиков, растет примерно на 20–25% в год (причем не только в России, но и за рубежом), а если говорить о более конкретных цифрах, то на одном из последних аукционов «Гелос» полотно Коровина «Ночной Париж» было продано за сумму, превышающую 73 тыс. долл. Выгодными будут вложения и в раритетные предметы декоративно-прикладного искусства. Благодаря нашумевшей покупке Виктора Вексельберга эксперты, в частности, прогнозируют рост популярности изделий Фаберже, хотя о массовости этого спроса говорить навряд ли будет возможно в силу очень высокой стоимости данных предметов искусства. Невероятный бум переживает и рынок антикварных автомобилей – область, еще мало освоенная российскими коллекционерами. На этой неделе в рамках «Мотор-Шоу – 2004» откроется Олдтаймер-Галерея – салон старинных, редких и экзотических автомобилей, где покупателям будут предоставлены широкие возможности для покупки как автомобилей, так и аксессуаров и запчастей к ним. Рост интереса к «старому» искусству повышает цены и на рынке современного искусства, однако в данном случае на ценообразование влияет скорее субъективная политика самих владельцев художественных галерей, нежели законы рынка или аукционные котировки. По этой причине капиталовложения в современное искусство по-прежнему считаются рискованными, и арт-рынок продолжает жить по закону: «Старое – значит, надежное».
Правда, на антикварном рынке, участники которого предвкушают сейчас резкий рост оборотов, есть и серьезные проблемы, связанные в основном с тем, что до сих пор эта отрасль экономики существовала, по сути, на полулегальном положении. Так, ввоз предметов искусства в страну с целью дальнейшей коммерческой реализации облагается несоразмерными налогами – до 30% (для сравнения, аналогичный налог в Великобритании колеблется в рамках 5%). Вывезти легально из нашей страны что-то более-менее ценное вообще невозможно. Другая ключевая проблема – фальшивки. Подделывают все – картины, монеты, марки, медали, а также практически любые аттестаты и сертификаты «подлинности». Подделки встречаются повсеместно, причем даже в весьма уважаемых антикварных салонах. «В свое время Министерство культуры предметно занималось развитием антикварного рынка в России. На сей счет был соответствующий указ президента РФ «О лицензировании антикварной торговли», в соответствии с которым этот рынок и работал. Однако в один прекрасный момент, в связи с предполагаемым вступлением России в ВТО, было принято решение о сокращении числа лицензируемых видов деятельности, под которое попала в том числе и антикварная торговля, – сказал RBC daily начальник управления по сохранению культурных ценностей федеральной службы Росохранкульт Виктор Петраков. – Таким образом, в настоящее время официально не существует даже такого понятия, как антикварный рынок, как бы странно это не звучало. В России сегодня нет никаких нормативных документов, которые бы регламентировали этот вид деятельности и само понятие антиквариата. Совершенно очевидно, что такая ситуация не может продолжаться долго. Прежде всего потому, что это приводит к таким негативным последствиям, как невозможность контроля за нелегальным обращением предметов искусства. Создается такая ситуация, когда почти любой может открыть антикварный магазин, и при этом не будет и речи о правильном хранении предметов, атрибуции, реставрации, экспертизе, не говоря уже об огромном количестве фальшивок. Эта ситуация неприемлема для нормального цивилизованного общества, поэтому Министерство культуры будет продолжать борьбу – как в виде законодательных инициатив, так и в виде правильной и продуманной информационной политики».
Отдел экономики
Елизавета Романова, 25.08.2004, РБК