Утроенные претензии
Сумма иска Федеральной налоговой службы может возрастиСумма иска Федеральной налоговой службы (ФНС) к компании «Прайс-вотерхаусКуперс Аудит» (подразделение PricewaterhouseCoopers в России), занимавшейся аудитом ОАО «НК «ЮКОС» до 2004 года, может возрасти с 145 тыс. до 480 тыс. долл. В ходе вчерашнего предварительного слушания в суде фискалы потребовали признать недействительными договоры на оказание аудиторских услуг не только за 2002 год, но и за 2003 и 2004 годы.
18 декабря прошлого года Арбитражный суд Москвы принял к рассмотрению исковое заявление столичной налоговой инспекции №5. В нем налоговики утверждали, что PwC фактически являлось участником схемы ухода от налогов ЮКОСа.
В первоначальном иске фискалы просили признать недействительным договор на оказание аудиторских услуг в 2002 году между PwC и ЮКОСом, а также взыскать с аудитора в пользу государства 145 тыс. долл. Настаивая на недействительности договора, чиновники ссылались на статью 169 Гражданского кодекса и утверждали, что договор заключен с целью, «противной основам правопорядка и нравственности».
По версии налоговиков, по итогам аудита деятельности ЮКОСа за 2002 год PwC составила два документа: официальное заключение для акционеров и письменную информацию для руководства.
В официальном заключении аудитор сделал вывод о том, что ЮКОС достоверно отражает финансовое положение компании и результаты ее финансово-хозяйственной деятельности. В информации для руководства аудиторы пришли к выводу об их искажении и отсутствии необходимых первичных документов.
В исковом заявлении налоговики утверждали, что по окончании проведения аудиторской проверки ЮКОСа PwC составила заведомо ложное заключение. В ответ гендиректор PwC в России Майк Кубина заявил, что письменная информация руководству компаний-клиентов помимо официального заключения «является не проявлением каких-либо «двойных стандартов», а официальным отчетом аудитора, представление которого в устном или письменном виде требуется как ныне действующим, так и действовавшим в момент проведения аудита профессиональным стандартом». При этом в письменной информации руководству было предложено устранить отмеченные недостатки. Аудитор считает, что налоговые органы интерпретировали роль аудитора не так, как ее понимает профессиональное сообщество. Задача аудитора состоит не в осуществлении функций контроля, а в том, чтобы провести проверку и выразить мнение о достоверности отражения в отчетности компании результатов его финансово-хозяйственной деятельности.
«Аудиторское заключение — единственный официальный документ, который отражает мнение аудитора о достоверности отчетности», — говорит менеджер компании AGA Management Николай Фрейтак. Описание какой-то операции или предоставление выявленных по результатам проверки сведений в отчете для руководства проверяемой компании не подтверждает недобросовестность аудитора.
Но на налоговиков, по всей видимости, аргументы аудитора впечатления не произвели. Вчера сумма претензий к PwC возросла до 480 тыс. долл. При этом фискалы попытались изменить предмет иска: они требуют признать недействительным не только договор на проведение аудита за 2002 год, но и за 2003 и 2004 годы. В суде представители ФНС заявили, что и в этот период времени нарушения, выявленные аудитором по итогам 2002 года и зафиксированные в письменной информации для руководства компании, устранены не были. Тем не менее PwC в последующие годы составляла положительные аудиторские заключения. В пресс-службе PwC РБК daily сообщили, что заявления налоговиков о том, что «в результате аудиторских проверок ЮКОСа за 2003 и 2004 годы были составлены положительные аудиторские заключения, не соответствуют действительности». По словам аудиторов, заключение подразумевало несколько оговорок в отчете для руководства компании, из которых следовало, например, что вексельная схема расчетов, использовавшаяся в ЮКОСе, была рискованной для бизнеса.
МАРИЯ СЕЛИВАНОВА
12.01.2007
http://www.rbcdaily.ru/2007/01/12/focus/262984