Зона под вопросом
Дмитрий Казьмин
Для Ведомостей
18.01.2007, №7 (1781)Депутаты и сенаторы пока не договорились, продлевать ли и как налоговые льготы в Магаданской области. А промышленность области за время действия льгот не расцвела.
--------------------------------------------------------------------------------
Режим особой экономической зоны (ОЭЗ) действует в области с 1999 г. Большинство других территорий с особым налоговым климатом, начиная от офшоров (Калмыкия, Алтай, Ингушетия) и заканчивая закрытыми территориальными образованиями, льгот уже лишены. Сохранились ОЭЗ в Магаданской и Калининградской областях.
--------------------------------------------------------------------------------
Участники магаданской ОЭЗ освобождались от уплаты половины федеральных налогов (кроме соцналога и пенсионных отчислений) и от таможенных пошлин. Но с 1 января льготный режим перестал действовать, а 27 декабря 2006 г. сенаторы отклонили его продление на полгода. Региональные власти отчасти компенсировали отмену этих льгот, освободив от налога на прибыль, инвестируемую в производство или социальную сферу региона. Но эта льгота противоречит Налоговому кодексу и может быть оспорена.
Новый закон о магаданской ОЭЗ депутаты Госдумы готовить начали, но еще не приняли. А поправки в законопроект о продлении ОЭЗ, отклоненный сенаторами, будут подготовлены на согласительной комиссии двух палат парламента.
Федеральный бюджет-2007 не предусматривает магаданских льгот, поэтому сенаторы не могли принять закон, говорит председатель комитета по бюджету Совфеда Евгений Бушмин. Продление льготы на полгода создаст в области “налоговую дыру”, опасается он. Поправки противоречат закону о бюджете, соглашается зампред комитета по экономполитике Госдумы Евгений Лихачев. Депутаты, одобрив законопроект, просто приняли “политическое решение”, опасаясь проблем в регионе, говорит он.
Благодаря режиму ОЭЗ инвестиции в области выросли с 2553 млн руб. в 2001 г. до 4156 млн руб. в 2005 г., а реальный ВРП в 2000-2005 гг. рос на 5,6% в год. Без льгот регион не сможет наполнить фонд развития (100 млн руб.), из которого финансируется социальная сфера области, рассказывает эксперт Института региональной политики Анна Осетрова. В нем аккумулируется половина налогов, не поступающих в федеральный бюджет, а также регистрационные взносы резидентов зоны (5000 руб. с каждого). Из-за налоговых льгот федеральный бюджет ежегодно недополучал 500-600 млн руб., считает Осетрова.
Вместо льгот слабые регионы надо напрямую финансировать из центра, полагает эксперт Института экономики переходного периода Сергей Приходько. Льготы давались не навсегда, а с расчетом, что за время их действия в области будет создана производственная база, объясняет гендиректор Экономической экспертной группы Александр Андряков.
За время существования ОЭЗ в Магаданской области построено несколько рыбных заводов, а доля перерабатывающей промышленности, развитию которой льготы должны были помочь, сократилась, говорит Осетрова. Зато развивалась сырьевая промышленность, особенно добыча золота, а деньги из фонда развития вкладывались в геологоразведку на шельфе, отмечает она.
Законодатели видят решение проблемы в принятии нового закона об ОЭЗ в Магаданской области. “Как только депутаты примут новый закон, мы распустим согласительную комиссию”, — говорит Бушмин. Он надеется, что это произойдет уже в начале февраля. Лихачев менее оптимистичен: в I квартале 2007 г. Андряков не согласен с опасениями депутатов, что продление льгот превратит область в “налоговую дыру”.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/01/18/119128