Правила игры: Белорусское зеркало
Владимир Милов
10.01.2007, №1 (1775)В последние дни российские власти с удивлением узнают, что такие же меры силового давления, какие они сами применяли к своим соседям в предыдущие годы, могут быть применены и к ним. Мы вдруг натолкнулись на такие же уличные и неправовые методы ведения дел, которые до сих пор использовали сами. Как же — введение Белоруссией пошлин на транзит российской нефти противоречит международно-правовым нормам! Каким нормам, простите? Договору к Энергетической хартии и транзитному протоколу, которые мы демонстративно отказались ратифицировать? Чем поведение Белоруссии в данном случае отличается от поведения России, отказывающейся пропускать туркменский газ в Европу?
Энергетический кризис в отношениях России и Белоруссии — отличный шанс для России посмотреть в зеркало. Белоруссия традиционно была надежным поставщиком энергоресурсов и надежной транзитной страной. Однако вдруг перестала ею быть — как и Россия. Для кого-то — вдруг. Но только для того, кто все это время жил в мире “политического фэнтези”, на голубом глазу заявляя, что проблемы для России и Белоруссии создает только Запад, мечтающий растоптать суверенитет этих стран. Вдруг стало ясно, что проблема попросту в том, что в обеих этих странах у власти — хищные недемократические режимы, предпочитающие жить вне международно-правового поля и действовать полукриминальными методами.
Что касается российского режима, то он показал еще и свой глубокий непрофессионализм. Захотели сразу получить и $230 за газ, и контроль над “Белтрансгазом”, да еще и нефтяные пошлины поднять. Надорвались.
Повышать, например, цены на газ для постсоветских стран было необходимо. Вопрос в использованных для этого методах. Если бы это повышение было плавным (не сразу к $230 за 1000 куб. м, а сначала до $90-100, потом, возможно, и выше), было основано на взаимных уступках и гибкой переговорной стратегии, исключало крайние меры вроде угроз полного ограничения подачи газа в целые страны, а также явный политический подтекст, было бы совсем другое дело. А так ситуация, в которую сами себя загнали российские власти и “Газпром”, представляет собой полный тупик. Мы спровоцировали резкое повышение цен на туркменский газ (с $44 до $100 за 1000 куб. м), начали терять рынки сбыта (Азербайджан), получили ответные меры в отношении нашего нефтегазового транзита, полную путаницу с ценообразованием и тотальную нестабильность условий поставок энергоресурсов теперь уже на всем постсоветском пространстве. Невозможно объяснить, почему одной стране газ поставляется по $100, другой — по $130, третьей — по $160, а четвертой — по $235.
В 2007 г., например, коммерческий нетто-эффект от газовой атаки на Украину будет в лучшем случае близок к нулю: “Газпром” купил у Туркмении 50 млрд куб. м газа по $100 за 1000 куб. м, Rosukrenergo продает 55 млрд куб. м Украине по $130. С учетом стоимости транспортировки газа (примерно $30 за 1000 куб. м) непонятно, в чем бизнес.
Под маской прагматизма, таким образом, скрывался обычный непрофессионализм, неумение вести коммерческие дела, помноженное на используемые уличные методы — грубое давление на партнеров и пренебрежение правовыми механизмами в пользу сомнительных двусторонних сделок. Доигрались.
Автор — президент Института энергетической политики
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/01/10/118610