Утраченное искусство
В Европе модно держать на столе настоящий двигатель: паровой или внутреннего сгорания
Александр Грек
22.12.2006, №242 (1769)Наиболее известным произведением точной механики, перешедшим в разряд бесполезных, но забавных вещиц, являются механические часы. Это у нас по этим произведениям почти утраченного искусства механики сверяют время, европейцы же расценивают покупку дорогих часов как инвестиции в умирающее ремесло. Апофеоз этого увлечения — так называемые каретные часы, необходимый атрибут зажиточного путешественника в XV-XVIII веках. Такие часы, облаченные в медный корпус, размерами напоминающие каретные фонари, обладали интересной особенностью — специфическим боем. Ночью, в темноте, когда невозможно зажечь свечу или лампу, бой каретных часов оповещал пассажиров о том, как долго еще ехать до ближайшего населенного пункта. Некоторые часы были столь совершенны, что в любой момент времени по желанию владельца могли с помощью разных звуковых сигналов дать исчерпывающую информацию о текущем времени: одним тоном отзвонить час, другим — четверть часа, третьим — оставшееся количество минут. Сегодня каретные часы — очень дорогая и капризная настольная игрушка в рабочих кабинетах, причем особой популярностью пользуется прозрачный корпус, позволяющий рассмотреть замысловатый механизм.
Однако часами точная механика не ограничивается. Не менее модно в Европе держать на рабочем столе настоящий двигатель: паровой или внутреннего сгорания. Изготавливают эти замечательные устройства в основном в Германии. Первыми к нам в редакцию попали сразу несколько настоящих миниатюрных паровых двигателей компании Wilesco. Все как в реальной жизни: наливаешь в котел воду, засыпаешь в топку вместо угля сухое горючее (существуют модели, работающие на газе для зажигалок), зажигаешь — и через несколько минут двигатель неожиданно шустро начинает крутить колесо-маховик. Для особых фанатов существуют двухцилиндровые двигатели, которые можно устанавливать на модели паровозов и паровых катеров конца XIX века.
Самый последний настольный двигатель, побывавший у нас на тестировании, — экзотический двигатель внешнего сгорания Стирлинга. Стоит на столе затейливая металлическая конструкция из блестящей бронзы и стали, подносишь к ней горящую спиртовку, и она с легким жужжанием приходит в движение. Зрелище завораживающее и релаксирующее. Так что если у вас есть друзья, пресыщенные жизнью и подарками, рекомендуем. Гарантируем, что этот подарок сразу будет распакован и запущен в действие. Правда, если у вас найдутся полтысячи долларов на эти чудеса механики.
Автор — главный редактор журнала “Популярная механика”
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/12/22/118125