Банкротство «Трансаэро»: кредиторы устали ждать
СОЧИ, 2 октября. /ТАСС/. Банкротство авиакомпании «Трансаэро», второго крупнейшего авиаперевозчика в РФ, похоже, является единственным возможным вариантом решения вопроса о перспективах деятельности компании.
К такому мнению пришли как представители российского правительства, так и руководители коммерческих банков-кредиторов. Хотя и те, и другие подчеркивают, что окончательное решение еще не принято.

Госгарантии продлили практику неэффективного менеджмента.

По словам министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, поиски других вариантов спасения авиакомпании не привели к положительным результатам.

«Трансаэро» правительство в конце прошлого года дало 9 млрд рублей бюджетных гарантий. В результате мы продлили стадию неэффективного менеджмента и создали дополнительные риски для всех, — сказал министр.

Его коллега по правительству министр транспорта Максим Соколов попытался разрядить обстановку. По его словам, ситуация вокруг «Трансаэро» находится под полным контролем профильных ведомств, и на «данную минуту все рейсы компании выполняются. «Насколько мне известно, от пассажиров, купивших билеты, никаких претензий нет», — сказал министр.
Максим Соколов: «Трансаэро» продолжает работу, рано говорить о банкротстве

Соколов уверен, что пока рано говорить о банкротстве «Трансаэро». «На сегодняшний момент заявления ни от самой компании “Трансаэро” о начале процедуры банкротства, ни от ее кредиторов нет. Поэтому компания продолжает операционную деятельность», — сказал он.

Кредиторы устали ждать

Впрочем, заявления от коммерческих кредиторов могут вскоре последовать. Альфа-Банк, известный своим непримиримым отношением к должникам и умением отстаивать права в судах, сообщил о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве «Трансаэро». Это следует из материалов Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юрлиц.

Печальную судьбу авиаперевозчика предсказывают и ведущие госбанкиры — Герман Греф и Адрей Костин. «Трансаэро» не имеет никаких перспектив и не может существовать с имеющейся у нее долговой нагрузкой, — считает глава Сбербанка Греф.

«Громадный долг, компания операционно убыточна 3 года подряд. Это выяснилось сейчас, в ходе проверки ее деятельности. И очевидно, что с таким долгом компания жить не может, и я не думаю, что все кредиторы готовы будут пойти на то, чтобы вложить свои обязательства в ее уставный капитал. Кредиторы могут забрать 75% акций компании, это не большая проблема. Я думаю, и 100% акций компании можно забрать. Весь вопрос в том, какие перспективы у этой компании и как она будет развиваться», — сказал он.

Греф добавил, что в перспективе Сбербанк намерен подать иск о банкротстве авиакомпании. «Наш финансовый долг мы будем, конечно же, извлекать в процессе банкротства, как только мы “просудим” нашу задолженность. Мы, естественно, будем обращаться к процессуальному банкротству», — заявил он. Говоря об авиапарке компании, глава Сбербанка заявил, что уже ведется поиск по передаче тех самолетов, которые находятся в лизинге у «Трансаэро», другим компаниям.

«Наверно подадим, если компания банкрот. Я просто не вижу тут другой альтернативы. Компания не платежеспособна», — сказал журналистам на форуме «Сочи-2015» президент банка Андрей Костин.

Против банкротства авиакомпании высказался пока только банк МФК. В компании считают эту процедуру нецелесообразной, учитывая масштабы и объем бизнеса, социальную значимость и задолженность перед ведущими кредитными учреждениями. В МФК полагают, что путь банкротства приведет к ухудшению качества авиаперевозок в стране, а также нанесет огромный ущерб капитализации всей отечественной банковской системы, «что послужит причиной недофинансирования реального сектора экономики со стороны банков-кредиторов».

Персоналу не стоит волноваться

Вице-премьер Ольга Голодец уверена, что сотрудники «Трансаэро» смогут трудоустроиться в «Аэрофлот» после реорганизации.

«В случае банкротства большая часть людей перейдет в авиакомпании, прежде всего в “Аэрофлот”. Такая договоренность достигнута», — сказала она.

«Люди не останутся на улице. Если кто-то не захочет приходить в авиакомпании, для них будут созданы все возможности для трудоустройства, потому что сегодня, несмотря на сложности в экономике, спрос на рабочую силу у нас остается высоким», — добавила Голодец.

Реакция рынка

Биржевые игроки, похоже, тоже не видят радужных перспектив у «Трансаэро», во всяком случае сейчас. Акции авиаперевозчика в начале торгов на Московской бирже 2 октября обрушились на 38% — до отметки 16 рублей за одну акцию. При этом ровно месяц назад — 2 сентября — цена одной акции компании поднялась до отметки 131,5 рубля, однако в тот же день акции «Трансаэро» не удержали рост и упали на 24,5% и затем весь месяц теряли в стоимости.

Таким образом, ровно за месяц цена акций «Трансаэро» сократилась в 8,2 раза.

Однако тот факт, что авиакомпания «Аэрофлот» по решению совета директоров отказалась от оферты по приобретению 75% акций «Трансаэро» и не будет наследовать ее долги, вдохновил игроков: в пятницу утром акции «Аэрофлота» выросли на 4,93% до отметки 37,88 рубля за одну бумагу.
news.mail.ru/economics/23502114/?frommail=1