Президент Турции: мирный процесс с курдами невозможен
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что страна не может продолжать процесс мирного урегулирования с курдами ввиду нападений курдских бойцов на турецкие объекты.

Этому заявлению предшествовало заседание НАТО, на котором обсуждалось турецкие кампании против экстремистской группировки «Исламского государства» и курдских боевиков.

В Турции за последнее время произошли несколько нападений, включая взрыв в населенном преимущественно курдами городе Суруч 20 июля, который осуществили боевики, связанные с ИГ.

Турция выступает за создание буферной зоны на границе с Сирией.

Создание такой территории позволит Турции наносить удары не только по боевикам ИГ, но и позициям, занятым запрещенной сепаратистской организацией «Рабочая партия Курдистана» (РПК).

Турция утверждает, что не разделяет РПК и ИГ, считая и тех, и других террористическими организациями.

За последнюю неделю, по словам аналитиков, Турция полностью переосмыслила свою роль в возглавляемой США международной коалиции.

Если раньше она неохотно выступала в качестве партнера, то теперь посылает авиацию и предоставляет американским истребителям свои базы.

Взаимные удары

По южной границе Турции с Сирией и Ираком нарастает напряженность. С 1984 года в результате конфликта между РПК и правительственными войсками в этом регионе погибли около 40 тысяч человек.

За последнее время между турецкими силами и курдскими боевиками произошел ряд взаимных нападений.

Президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил в Анкаре, что «продолжать мирный процесс с теми, кто угрожает нашему национальному единству и братству, невозможно».

Однако лидер прокурдской оппозиционной партии Демократическая партия народов (ДПН) отверг эти обвинения.

Председатель ДНП Селахаттин Демирташ настаивает, что его партия виновата лишь в том, что выиграла 13% голосов на июньских выборах, передает Рейтер.

Турецкая полиция продолжила аресты предполагаемых членов ИГ, РПК и левых группировок. За последнюю неделю были задержаны более 1000 человек.

Хотя Турция настаивает, что сирийские курды находятся «за рамками нынешних военных усилий», аналитики говорят, что появившаяся решительность Турции в борьбе с ИГ связана с контролем над боевыми способностями курдов.

АНАЛИЗ

Марк Лоуэн, Би-би-си, Стамбул

Турецкое правительство давно упрекают — как минимум, в игнорировании подъема ИГ, как максимум — в поддержке джихадистов, союющих против режима Асада. Анкара всегда отрицала подобные обвинения.

Но на прошлой неделе произошел взрыв в Суруче на юге Турции, в результате которого погибли 32 человека. Турция обвинила в нем боевика, подготовленного ИГ.

Стратегия Анкары многогранна. Помимо ударов по ИГ, Турция осуществила налеты по нескольким позиция РПК и арестовала сотни предполагаемых членов группировки.

Критики считают, что Турция наносит удары по джихадистам только ради прикрытия борьбы против своего настоящего врага — курдских повстанцев.

Нежелание Анкары осуществлять бомбардировки ИГ ранее, продолжают критики, на самом деле было нежеланием помогать курдам в борьбе с боевиками ИГ. Теперь, когда можно наносить удары и по тем, и по другим, Турция готова включиться в процесс.

«Зона безопасности»

С начала конфликта в Сирии Турция приняла у себя более 1,8 млн беженцев из этой страны.

По словам Эрдогана, обсуждаемые с США планы по созданию «зоны безопасности» на севере Сирии откроют путь для возвращения беженцев на родину.

Представители всех 28 стран-членов НАТО встретились в Брюсселе, чтобы обсудить то, что они назвали угрозами против Турции — одного из ключевых членов альянса.

В итоговом коммюнике НАТО выразила решительную солидарность с Турцией и направила соболезнования Анкаре и семьям погибших в Суруче и в результате других нападений на полицию и вооруженные силы.

Ранее генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сказал, что организация примет меры в связи с нестабильностью на пороге Турции и на пороге НАТО.

По плану создания буферной зоны, свободной от боевиков должна стать территория на расстоянии 68 миль (109 км) к западу от реки Евфрат, говорят чиновники.

Подобное соглашение значительно увеличит масштаб операции международной коалиции против ИГ на севере Сирии, говорят аналитики.

В то время как Турция и РПК продолжают наносить взаимные удары, растет возможность возвращения к вооруженному конфликту, говорит наш корреспондент.

Если это произойдет, Турция погрузится в серьезный кризис, а стратегия Запада против «Исламского государства» будет значительно подорвана.

Неделя, изменившая Турцию

Понедельник: 32 человека стали жертвами взрыва в населенном преимущественно курдами городе Суруч у границы с Сирией.
Четверг: силы ИГ застрелили служащего турецких пограничных войск. Тем временем военное крыло РПК заявило об убийстве двух сотрудников турецкой полиции, которые были причастны, по утверждению курдов, к взрыву бомбы во время политического митинга курдских активистов в понедельник
Пятница: сотни предполагаемых сторонников ИГ арестованы, их жилье обыскивается. Турецкие военные самолеты наносят авиаудары по трем позициям ИГ в Сирии
Суббота: Турция наносит авиаудары по позициям ИГ и РПК в Сирии и Ираке, РПК заявляет, что в таких условиях невозможно соблюдать перемирие
Воскресенье: подрыв машины на пути военного конвоя в провинции Диярбакыр, жертвами которого стали два солдата. Турецкие ВВС продолжают бомбить объекты в Ираке и Сирии.
Курдские политические группы:

Рабочая партия Курдистана (РПК) — курдская сепаратистская организация, борющаяся за создание курдской автономии на юго-востоке Турции.

«Демократический союз» — партия, связанная с РПК в Сирии.

Курдские отряды народной самообороны (YPG) в Сирии — боевое крыло, связанное с «Демократическим союзом».

Курдское региональное правительство — официальный орган власти полуавтономного курдского региона на севере Ирака.

Демократическая партия Курдистана — крупнейшая курдская партия в Ираке.
news.mail.ru/politics/22804795/?frommail=1